В конце прошлого месяца Народное Собрание АТО Гагауз Ери распространило два Заявления, касающиеся проблем развития и использования в Молдовы государственного языка. Первый документ призывает руководство страны проявить озабоченность и применить власть к тем государственным и частным структурам, которые, грубо нарушая Конституцию Молдовы, именуют молдавский государственный язык румынским. «… В учебных планах доуниверситетских учебных заведений, утвержденных Министерством просвещения и молодежи, нет таких предметов, как «Молдавский язык», «Молдавская литература», «История Молдовы». Наших избирателей волнует вопрос, почему в учебные планы общеобразовательных учебных заведений родной Молдовы включены такие предметы, как «Румынский язык», «Румынская литература», «История румын », – отмечается в заявлении.
Второе заявление является ответом на «публикации отдельных СМИ Молдовы», обвинивших гагаузских парламентариев в действиях, направленных на дестабилизацию и без того сложного общественно-политического положения после апрельских событий. «Обвинения в адрес населения Гагаузии в попытках разжигания межнационального конфликта не имеют оснований; считаем это новой волной использования ситуации для отвлечения населения от истинных проблем», – говорится в документе.
Как заявили агентству НИКА-пресс в службе по общественным связям Народного Собрания автономии, первое заявление НС было вынужденной и вполне оправданной реакцией на многочисленные устные и письменные запросы жителей автономии, задающие закономерные вопросы относительно названия государственного языка РМ. Здесь также отметили, что языковой вопрос для Юга является во всех смыслах знаковым, и в АТО всегда весьма болезненно реагируют на то, кто, где, в какой связи и с какими целями вольно или невольно переименовывает государственный молдавский язык в румынский.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Кроме цитируемых документов, относящихся к весьма щекотливой теме (тем более щекотливой, когда ее поднимают представители не титульной нации), из Гагаузии «вышел» еще один текст «на злобу дня». Сразу же после Заявления НС в защиту молдавского языка, как одного из символов государственности РМ, на свет появилось и Заявление главы автономии Михаила Формузала. Документ явно составлен в жанре ответа на мнение депутатов высшего законодательного органа АТО. Что особенно запомнилось. Башкан выразился в том смысле, что не дело гагаузов вмешиваться в дела молдаван и давать рекомендации, как им называть свой язык. Последующие публикации, очевидно, имеющие цель напомнить Югу о его роли в молдавском государственном строительстве, свелись к простому выводу: тот, кто «заказал гагаузам «языковую тему», подставил их в очередной раз, поскольку сейчас, когда в РМ опять все непонятно и зыбко (вот-вот – еще сильнее вспыхнет), не время затевать споры о названии языка.
На первый взгляд, гагаузское «вмешательство не в свои дела», действительно, некстати. И основания подозревать комратских депутатов, к слову, большинством голосов (коммунисты и «народные патриоты») принявших Заявление, в попытках обострить ситуацию есть: другого времени не нашлось поднять вопросы, которые давно стоят и стоять будут еще долго? В НС, похоже, считают иначе. Потому и опять «румынская проблема» в стране проявилась в худших ее видах, считают здесь, поскольку все было недосуг, все откладывали или закрывали на нее глаза с учетом текущих внешних целей и высших государственных перспектив. И почему бы именно сейчас, когда, кажется, не время, к ней не вернуться? В Комрате понимают почему, скажем, некоторые государственные чиновники называли молдавский язык румынским особенно часто в тот период, когда официальный Кишинев решительно разворачивался в сторону европейской интеграции и Румынии, готовящейся к вступлению в ЕС. Понимают и не забыли.
Депутаты НС, кроме того, выразили и неновое настроение, бытующее во всем молдавском обществе и сформулированное в язвительном замечании: если даже высокопоставленные молдавские чиновники называют государственный язык РМ румынским, то не пришло ли время внести изменения в Конституцию Молдовы? Попытка же Формузала одернуть депутатов оказалась неуклюжей. Не следует государственному деятелю и тем более гагаузу (да никому не следует) указывать места, куда допускаются только и исключительно лишь молдаване. Гагаузы что – не часть молдавского народа?
С Комратом сегодня официальные власти РМ будут вновь заигрывать. Повода два. Поводы основательные.
Результаты парламентских выборов 5 апреля показали безусловную поддержку гагаузскими избирателями Партии коммунистов. Накануне досрочных парламентских выборов, а иными словами, накануне борьбы молдавских патриотов со всеми остальными, коммунисты должны иметь на Юге надежных союзников. Гагаузия также опять должна взять на себя роль территории, которая, как и в 1990 году, готова предстать либо спасителем Молдовы от «румынизации», либо сказать «да пропадите вы все пропадом» (это в случае победы «доморощенных румынят» над коммунистами) и выйти из состава РМ… О последнем коммунистический Кишинев никогда даже и думать не смел; это было дурным тоном думать о «сепаратизме» в условиях успешного коммунистического режима. Сейчас не то что смеют думать, а говорят открыто. В одном из кишиневских СМИ, принадлежащем ПКРМ, так и было сказано: имеет право выйти из состава, если «засветит румынизация». Накануне досрочных парламентских выборов Гагаузия хороший и во многом надежный союзник коммунистов. Точно такую же идеологию применяли на Юге коммунисты, когда в середине 90-х создавали здесь свои партийные структуры, и когда в 2001 году накануне парламентских выборов обещали гагаузам в обмен на голоса много всяких перспектив – вплоть до вступления Молдовы в союз России и Белоруссии. Про русский язык обещали, про квоты для АТО в разных ветвях власти… А потом были события 2002 года, названные коммунистическим переворотом в АТО. За что тогда «мочили» коммунисты своих вчерашних соратников, до сих пор непонятно. Уж не за то ли, что гагаузы, и что поверили, искренне поверили коммунистам и размечтались о лучшей жизни?