iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Богдан Цырдя: Найдена кандидатура нового президента Молдовы?

Исходя из названных выше критериев, можно предположить, что новым президентом Молдовы может стать хорошо известный в стране и пользующийся доверием и уважением народа человек, например, видный общественный деятель, либо наиболее достойный представитель сферы бизнеса, внесший исключительно большой вклад в развитие экономики страны.

Похоже, что всю последнюю неделю молдавские парламентские партии были заняты, в основном, только тем, что  отчаянно искали выход из сложившейся после досрочных парламентских выборов неустойчивой политической ситуации, крайне затруднительной не только для оказавшейся в относительном меньшинстве ПКРМ с её 48 депутатскими мандатами, но и для имеющей не менее относительное большинство объединённой либерально-демократической оппозиции с её 53 местами в парламенте.

Всем в Молдове уже совершенно понятно, что либерально-демократическая коалиция в составе ЛП, ЛДПМ, АНМ и ДПМ,  будучи зажата тесными рамками действующего законодательства,  не сможет избрать нового президента страны самостоятельно, без участия депутатов от ПКРМ.

Не менее понятны и те  жёсткие требования, которые выдвигает сегодня Партия коммунистов к кандидатуре будущего претендента на пост нового президента, среди которых особо обращают на себя внимание следующие:  новый президент, по версии  коммунистов, не должен   быть политическим деятелем; он должен быть  чист от обвинений в коррупции или в нарушении законодательства; не нести на себе клейма предательства; не разделять и не поддерживать  фашистских или экстремистских взглядов.

Достаточно беглого анализа известной информации о лидерах четырёх парламентских партий, образовавших либерально-демократический альянс, чтобы сделать однозначный вывод, что ни один из них, так же, впрочем,  как и ни один из депутатов объединённой парламентской фракции «союза четырёх», этим требованиям ПКРМ не отвечает, а потому все политические деятели,  входящие в правящую коалицию,  не могут быть, по определению,  избраны на  должность президента, поскольку он должен быть  нейтральной, с политической точки зрения, фигурой, то есть, не состоять в той или иной партии.

 Очевидно, что  для ПКРМ чрезвычайно важно, чтобы будущий президент, будучи независимым от политических обязательств перед теми или иными парламентскими партиями, гарантировал, прежде всего, личную неприкосновенность высшим чиновникам Компартии, а также представителям тесно сросшихся с ними местных бизнес-элит.

Всё это, безусловно,  создает очень серьезные проблемы для либерально-демократической  коалиции. Исходя из названных выше  критериев, можно предположить, что новым президентом Молдовы может стать хорошо известный в стране и пользующийся доверием и уважением народа человек, например, видный общественный деятель, либо наиболее достойный представитель сферы бизнеса, внесший исключительно большой вклад в развитие экономики страны.

В этой связи в последнее время на слуху у молдавского общества часто были фамилии Петра Лучинского, Георгия Дуки, Валерия Пасата, Георгия Руснака, однако, при всём уважении к названным достойным личностям, надо честно признать, что чаще всего  упоминается всё-таки фамилия экс-премьера Иона Стурзы.

Ион Стурза не является членом какой-либо партии, однако находится в  хороших отношениях с лидерами ДПМ и  ЛДПМ. Он пользуется доверием и поддержкой молдавских бизнес-элит, в том числе и тех бизнесменов, которые  близки к ПКРМ. Со многими из них   он имел в разное время общие экономические отношения.  В том числе и с сыном лидера ПКРМ, нынешнего президента Владимира  Воронина.

Известно, что Ион Стурза располагает обширными экономическими связями в Румынии, пользуется безусловной поддержке на Западе. Он управлял Молдовой в период тяжелого экономического кризиса и, можно без натяжки признать, успешно справился со  многими сложнейшими задачами того критического момента.

В сложившейся сегодня в Молдове политической ситуации именно Ион Стурза может не только легко найти рычаги эффективного воздействия на членов либерально-демократической коалиции, но  и общий язык с депутатами парламентской фракции  ПКРМ. Это позволит  удержать от катастрофических колебаний баланс сил в стране, обеспечить гарантии личной безопасности некоторым известным политическим деятелям уходящей в оппозицию Партии коммунистов, поможет привлечь срочно необходимые крупные иностранные инвестиции в экономику страны.

Таким образом, по большому счёту,  именно находящийся сегодня в тени, но сохраняющий мощный личный потенциал,  независимый кандидат в президенты Ион Стурза, а вовсе не широко разрекламированный накануне выборов «миротворец» Мариан Лупу, демонстрирующий сегодня как свою полную политическую зависимость, может реально «остановить политическую войну» и стать подлинным, а не мнимым миротворцем.

Подписав соглашение о вступлении  в либерально-демократический «союз четырёх», Мариан Лупу, фактически,  утратил выгодную позицию «человека над схваткой», «миротворца», не оправдав доверие тех избирателей, которые поверили  в предвыборные обещания.

Судя по всему, происходящие в эти дни в Кишинёве встречи Иона  Стурзы с видными представителями молдавской политической и бизнес-элиты далеко не случайны. Обращает на себя внимание и тот, весьма многозначительный,   факт, что экс-премьер Ион Стурза с каждым днём всё заметнее присутствует в информационном пространстве Молдовы.

Обещания Иона Стурзы инвестировать в экономику нашей страны очень серьезные капиталы в случае проигрыша на парламентских выборах ПКРМ могут стать серьезным сигналом и для других инвесторов, что крайне важно для изголодавшейся по новым финансовым вливаниям  национальной экономики Молдовы. Так что, вполне  возможно, что уже в самом скором времени экономические интересы в Молдове возобладают над политическими, и тогда страна  получит нового президента.

 В любом случае, сегодня уже совершенно ясно, что национальные элиты, и особенно бизнесмены, предельно устали от затянувшейся политической войны. Всем, кто близок к либерально-демократической коалиции, уже сегодня имеющей право называться правящей, очень хочется побыстрее приступить к дележу власти, регулированию тендеров, «прокачке» средств для госзакупок, а также к распределению бюджетных средств.

Тем более, что, в условиях нынешнего мирового экономического кризиса, тяжело больному национальному бизнесу,  как глоток кислорода  астматику во время приступа удушья, нужна дееспособная, функциональная власть, а вовсе не бесконечные выборы и перевыборы. Некоторые, наиболее трезвомыслящие,  политики это уже хорошо понимают, но вся беда в том, что раздрай и противостояние в молдавском  обществе сегодня настолько сильны, что никто не рискует пока  «выйти из окопов» и первым сделать шаг в направлении к компромиссу.

Именно поэтому тот, кто сделает этот шаг и увлечёт за собой остальных,  должен  быть «человеком со стороны», не связанным никакими обязательствами с  той или иной партией или её спонсорами и покровителями. Возможно даже,  что этот человек  придёт в Молдову извне.

В общем и целом, не столь уж важно, откуда он придёт. Намного важнее, чтобы он всё-таки пришёл и был именно тем, кому окажется по плечу положить конец явно затянувшейся политической войне в Молдове, принявшей в последнее время тотальный по своим разрушительным последствиям характер.

И чем скорее он придёт, тем лучше будет не только для сцепившейся между собой в ожесточённой борьбе за власть политической элиты, но и для всей страны, для всего народа.

 ava.md