После апрельских парламентских выборов, закончившихся для Гагаузии неожиданным результатом (более 60-ти процентов местного электората отдали предпочтение кандидатам от Партии коммунистов), в автономии наступила напряженная пауза. Наиболее влиятельные группы в АТО до последнего дня оттягивали решение об участии в досрочной кампании и в итоге предпочли остаться в стороне от борьбы за депутатские мандаты. Кишиневские партии, имеющие на Юге свои структуры, наткнулись здесь на такое равнодушие, а в отдельных случаях и боязнь избирателей выступать на стороне той или иной политической организации, что о Гагаузии опять заговорили, как о закрытом крае, где общественная апатия, замешанная на особом национальном колорите и подкрепляемая крайне нервозной обстановкой в Центре, способны вызвать к жизни нежелательные и забытые было настроения. Высшее гагаузское чиновничество также отстранилось от процесса, убедительно объясняя это необходимостью решать более важные проблемы АТО… И лишь комратский градоначальник Николай Дудогло объявил не только о своем участии в кампании на стороне Социал-демократической партии РМ, но и занял в списке эсдеков третье место, что явно говорит о неподдельном интересе к его фигуре со стороны СДП. Об основных причинах принятия такого решения, а также о некоторых особенностях общественно-политической обстановки в автономии корреспондент НИКА-пресс беседует с мэром гагаузской столицы Николаем Дудогло.
– Николай Харлампиевич, а Вы, вообще, не рискуете, участвуя в предвыборной борьбе на стороне СДП, в то время как есть мнение, что Гагаузии лучше бы отсидеться в стороне от республиканских баталий, дабы не навлечь на себя потом проблемы иного свойства? Известно ведь, что кишиневские политики в большинстве случаев предпочитают со своими оппонентами не договариваться, а говорить с позиции силы.
– Сначала вот о чем. Апрельские парламентские выборы, равно как и все события после них, показали, что гагаузский электорат качественно меняется и что время заставляет его меняться быстрыми темпами. Я, например, вижу, как избиратели, в том числе и те, кого я называю своими единомышленниками, сторонниками идеи создания сильной Гагаузии, приходят в замешательство. То их призывали голосовать за стабильность в стране, а сразу же после апрельских событий они только и слышат: голосуйте за государственность Молдовы, спасите свою Родину… Все сегодня понимают, что смена лозунгов – это результат неспособности ПКРМ договориться со своими оппонентами. Коммунисты предпочли не разбираться в проблемах межпартийных отношений, а обратиться к избирателям с призывами о спасении отечества. Убежден, все понимают пагубность намерений коммунистов переложить свои явные ошибки на плечи рядовых граждан РМ, которым нужно-то совсем немного: чтобы им не мешали жить и не морочило голову мрачными прогнозами и вредными лозунгами.
– Вы что имели в виду, когда говорили о мрачных прогнозах и вредных лозунгах?
– Послушайте коммунистических пропагандистов: голосуйте за ПКРМ, иначе придут румыны и будут вас, т.е. гагаузов, быть дубинками. Противники же ПКРМ говорят иное: голосуйте за нас, иначе после своей победы коммунисты начнут в стране, в т.ч. и в Гагаузии, «охоту на ведьм». Все пугают всех. Не считаю для себя достойным сидеть сложа руки и ждать, когда либо «придут румыны» с дубинками, либо придут коммунисты с наручниками… Отсюда мое решение участвовать в кампании. Предложенное мне руководством СДП третье место в партийном списке я рассматриваю, как большое доверие.
– Социал-демократы не пугают мрачными прогнозами?
– Во-первых, СДП показала, что способна к диалогу с партиями и с электоратом, во-вторых, эсдеки предлагают в своей предвыборной программе много такого, что и гагаузского избирателя должно заинтересовать. Некоторое время назад руководство СДП назвало Гагаузию «социал-демократической территорией». Тогда «команда Брагиша» к нам только присматривалась, и нам казались заявки такого рода пропагандистскими завлекалками. Сейчас иное время. И, отмечу особо, после апрельских событий оно решительно иное. Молдавское общество расколото на две части, гагаузское общество тоже. И не на две, а на большее количество частей. Иногда, поверьте мне, трудно разобраться, какого качества и содержания эти части. Социал-демократы выступают за объединение, за единство, за союз всех созидательных сил молдавского общества. Гагаузам, которых и в новейшей-то истории Молдовы растаскивали по разным партийным квартирам, а за желание «жить своим домом» просто били, и порой в прямом смысле этого словам, такая идеология по душе. Вы что думаете, нашим общественно-политическим силам, которые называют себя «народными патриотами», нравится наблюдать раскол за расколом в своих рядах?
– Считается, что раскол произошел не по их вине.
– Как бы там ни было, раскол налицо и нам придется сильно постараться, чтобы вернуть единство. Или потом горько пожалеть, что вовремя не спохватились. Силы, о которых я говорю, эффективно действовали, начиная с 2003 года. Они провели удачно подряд три избирательные кампании в АТО, где продемонстрировали свое бесспорное лидерство, и будет жаль, если им не удастся сохранить былые традиции.
– Настроения в гагаузском обществе сегодня какие? И чего в них больше – политики и идеологии или того, что называют приземленным и упрощенным подходом к жизни?
– С идеологией проще. Ее и во всем молдавском обществе фактически нет. Настолько все переплелось, запуталось, что порой не поймешь, кто чей, за какие идеалы агитирует. В таких ситуациях люди невольно тянутся к упрощенным вариантам принятия решения. Именно поэтому значительная часть гагаузов проголосовала за стабильность, с которой ассоциировалась ПКРМ. Потом выяснилось, что никакую стабильность она обеспечить не может. Выяснилось также: рассказы коммунистических агитаторов о том, что в РМ нет и не будет экономического кризиса, и что Молдова, одна из немногих стран, где мудрое руководство ПКРМ обеспечило островок стабильности на долгие годы, оказались блефом. А кризис вот он – шагает по стране широкой поступью. И Гагаузия уже реагирует на текущее положение дел. Мне, как комратскому примару, приходится почти каждый день подписывать документы о ликвидации мелки и средних предприятий в АТО. Это означает многое: упала платежеспособность населения, снижается спрос на услуги и товары, которые еще раньше были востребованы и показывали взаимную заинтересованность заказчика и исполнителя… Взаимосвязи разрываются, а значит, теряется целесообразность даже в том, чтобы поддержать на плаву то или иное предприятие в надежде на скорые лучше времена. Положительные перспективы не проглядываются – предпринимательство, которое ведь всегда держалось на надеждах на лучшие времена, чахнет. Исчезают рабочие места, пустеет бюджет. Вот вам и стабильность…
– Печальную картину Вы нарисовали, Николай Харлампиевич…
– Это объективная реальность. Она требует усилий. В том числе интеллектуальных и организаторских. СДП имеет антикризисную социально-экономическую программу, предусматривающую в том числе и конкретные меры для Гагаузии. В автономии давно уже хотят от Центра дела, а не запугиваний, чем занимается сегодня правящая партия. Пугают, показывают «страшные фильмы» и грозят всем, что если коммунисты не получат власть, то Молдова потеряет суверенитет и независимость. Гагаузов пугают, а они уже не бояться. Наш избиратель начинает понимать, что с «закрытыми глазами на выборы лучше не ходить». На предвыборные настроения моих земляков, безусловно, повлияет и тот факт, что в списке кандидатов от СДП много представителей АТО, получивших хорошие места – третье, шестое, тринадцатое, четырнадцатое… Не помню я подобных примеров из деятельности кишиневских политформирований в АТО. Убежден, что «команда Брагиша» таким образом предложила избирателям края голосовать не столько за СДП или ее лидеров, сколько за наших известных политических и общественных деятелей, получивших места в списках партии. Это нормально и оправданно с прагматичной точки зрения. Тем более что именно им придется руководить работой по реализации программы социально-экономического развития АТО. Такое взаимодействие Центра и автономии давно назрело. Обстановка в РМ все настойчивее и чаще убеждает всех нас, что Гагаузия должна иметь свой собственный голос в общей республиканской политике. Такие стремления местной элиты и общественности следует приветствовать, оставив всяческие подозрения. Это один из немногих и надежных способов не только объединить гагаузское общество, но и избавить всю страну от причин внутреннего противостояния.
– Уже сегодня в Гагаузии чувствуется «дыхание новой кампании» – в будущем году пройдут выборы главы автономии.
– Ответственное мероприятие, имеющее для края всегда особую нагрузку. Несмотря на известные внутренние разногласия, гагаузское общество, как и прежде, будет отстаивать право самостоятельно выдвигать кандидатов на ответственный пост. Желания различных кишиневских сил навязать краю чиновника, не посадившего в Гагаузии ни одного дерева, должны остаться в прошлом.
НИКА-пресс