Встреча участников процесса Приднестровского урегулирования в формате “5+2” (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели от США и Европейского союза) проходит в пятницу в Вене. Последний раз переговоры в формате “5+2” проводились в 2006 году.
По инициативе ныне председательствующей в ОБСЕ Греции сегодня в Вене возобновлен переговорный процесс, который был остановлен три года назад. Стоит ли ожидать какого-то прорыва на этом направлении? Думаю, пока нет. Полагаю, что эту встречу скорее стоит считать ознакомительной в связи с тем, что, как известно, в Молдове ныне у власти новые люди и главным переговорщиком от молдавской стороны назначен человек, прежде не специализировавшийся по Приднестровской проблематике – Виктор Осипов, вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции. Скорее всего, эту встречу можно расценивать как подготовку к возобновлению переговоров.
Более того, на данный момент на обоих берегах Днестра: и в Молдове, и в Приднестровье – внутриполитический кризис. В Молдове до сих пор не выбран Президент страны, Приднестровье стоит на пороге нового референдума по смене Конституции. Гражданские общества, политические элиты и там, и там разобщены. На фоне вышеизложенного говорить о перспективах нового этапа переговорного процесса сложно, тем более что мы уже успели услышать ряд тезисов о рецептуре и методах молдо-приднестровского урегулирования от новой молдавской власти. Ключевое место в них занимают разговоры о восстановлении территориальной целостности Молдовы, выводе российских войск из Приднестровья, а также обращение к приднестровцам как к сепаратистам. Как видим, новых формул урегулирования не предлагается. К сожалению, риторика демократов относительно молдо-приднестровского урегулирования ничем не отлична от былой коммунистической риторики. Складывается некоторое ощущение того, что политикам Молдовы реальное урегулирование не нужно, только если они не рассчитывают на чудотворную действенность слов-мантр о целостности Молдовы. Я бы назвала эту ситуацию исполнением некоего обязательного ритуала, который исполняется для внешних спонсоров урегулирования, в планы которых не входит появление нового государства на карте Восточной Европы. Мною неоднократно подчеркивалась необходимость концентрироваться не на цели, а на процессе урегулирования. Думаю, что у новой молдавской власти сегодня есть шанс каким-то образом поменять ситуацию, посмотрим, воспользуется ли она им.
Отмечу, что процесс переговоров может быть успешным только при наличии взаимного уважения сторон. Основа для выработки взаимовыгодной формулы урегулирования существует. Подобной основой сможет стать включение в переговорный процесс укрепления мер доверия, гарантий мирного диалога о взаимном сотрудничестве, повышение уровня демократии, свободы масс-медиа, личного благосостояния граждан и в Молдове, и в Приднестровье.
Полагаю, что в условиях политической перезагрузки сторон никто не сделает и шага в сторону реального урегулирования. На данный момент процесс носит имитационный характер.
Опыт Тайваня и Северного Кипра показывает, что имитация переговоров может длиться на протяжении десятков лет. В данном случае ситуация обостряется разнонаправленностью внешних игроков, чьи интересы пересеклись в Приднестровье: России, США, ЕС и Украины. Кроме того, чем дальше, тем больше становится приднестровцев, которые родились и выросли в Приднестровье, никогда не знали общего государства с Молдовой и не жили в СССР. И, в свою очередь, Косово, Абхазия и Южная Осетия демонстрируют миру состоятельность своих государств. Пока что Молдова теряет время, а это играет в пользу полной независимости Приднестровья.
Алена Аршинова,исполнительный директор ММК «ПРОРЫВ!»,Приднестровье,
molgvardia.ru