iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Весь день в Комрате

В начале прошлой недели председатель ДПМ Марин Лупу провел  рабочие встречи с представителями высшего исполнительного и законодательного органов АТО Гагауз Ери. По данным НИКА-пресс, он сам инициировал поездку в Комрат и строго не оговаривал круг вопросов, которые должны были стать предметом обсуждения. Первый заместитель башкана Гагауз Ери Валерий Яниогло оценил контакты с кишиневским партийным деятелем, как полезные и своевременные. Особенно после двух избирательных кампаний гагаузам есть что обсудить с различными политическими структурами страны, заявил он агентству, а текущие события требуют от обеих сторон предельного откровения и конструктивизма, сказал комратский чиновник. Он обратил внимание на поведение Лупу, который предстал перед правительством южан не как политический деятель, претендующий на президентское кресло или готовящийся к новой избирательной кампании по досрочным парламентским выборам, а  в качестве политика, пытающегося определить первостепенные социально-экономические задачи, стоящие перед Гагаузией. Яниолго отметил  и реакцию Лупу на заданный ему вопрос о месте АТО в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем и возможностях повышения статуса автономии в реинтегрированном государстве. Он дал понять, что данная тема представляет собой сгусток проблем существования государства и над ней следует тщательно работать, а не использовать в качестве инструмента борьбы за власть, а это, сказал Яниогло, было воспринято гагаузскими чиновниками, как добрый знак.

Председатель Народного Собрания Анна Харламенко высказала мнение о Лупу, которого многие из ее соратников по работе в НС воспринимают как будущего президента РМ и как высокопоставленного чиновника, уже выразившего готовность приступить к решению всего комплекса насущных «гагаузских вопросов». Во всяком случае, заявила она агентству, подписанный Лупу в его бытность председателем парламента РМ  План совместных мероприятий между законодательными органами страны и автономии, подтверждает такой вывод.

Позже в Кишиневе на совместной пресс-конференции представителей ряда общественных организации РМ Харламенко от имени «группы Дудогло» в Народном Собрании заявит о моральной поддержке Лупу, выдвинутого на пост президента РМ либерально-демократической коалицией. Она сказала, что неучастие во встрече депутатов НС от Партии коммунистов было демонстративным и лишь показало их мелочный характер, а кроме того и явную неготовность  к действиям  в условиях, когда приходится учитывать для общей пользы дела  иные мнения и соглашаться с ролью бывшей правящей организации.

… Лупу дал пресс-конференцию для местных средств массовой информации, а во второй половине дня встретился с представителями южных отделений партии и имел ряд частных бесед с некоторыми комратскими деятелями.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Нервную реакцию на Лупу со стороны «южных товарищей» – объяснить можно. В последнее время гагаузские коммунисты находятся в странном состоянии, когда они еще не умеют принимать  самостоятельные решения по текущим делам, а приказывать им из Центра то некому, а то приказчиков слишком много и все они глупы или слишком взволнованны. Коммунисты-депутаты, было, двинулись на встречу с «предателем и отщепенцем», но потом почему-то вернулись и остались хмуро сидеть в одном из кабинетов НС. На следующий день группа «красных депутатов» была приглашена в кишиневскую штаб-квартиру ПКРМ (по другой информации их лидер встречался с Ворониным). Надо полагать, для отчета о встрече: действительно ли Лупу принимали как будущего президента, и правда ли, что гагаузские избиратели одобрят (или не осудят) решение коммунистов участвовать в выборах главы государства и проголосовать за Лупу? Разговора не получилось – собеседникам не хватало подробностей. А возможности ЦК получить информацию о текущих политических событиях в АТО от местных силовиков кончились. Посидели, помолчали каждый о своем, разошлись. Раньше про ПКРМ говорили, что это собрание глухих согласных. Теперь сквозь призму гагаузских процессов легко различимы и новые признаки – это группа  растерявшихся, злых, в том числе и на себя, измученных лживой идеологией членов некогда правящей партии.

Несколько удивил и Дьяков. Пока Лупу был в Комрате, почетный председатель ДПМ провел пресс-конференцию по текущей в стране ситуации. Из почти часового общения Дьякова с прессой запомнилось лишь одно – число его встреч с Ворониным, в ходе которых он, с его же слов, убеждал председателя ПКРМ смириться с судьбой и вывести коммунистическую фракцию на выборы президента и проголосовать за своего бывшего товарища. В партии объясняют телодвижения Дьяковы его желанием прослыть результативным переговорщиком, способным убедить даже  такого упертого коммуняку, как Воронин, что  лишний раз подтверждает его намерения вернуть себе статус безоговорочного лидера ДПМ. Очевидно также, что он не на шутку обеспокоен судьбой партии, вынужденной, если выборы президента будут сорваны, участвовать в новой досрочной кампании. Самостоятельно ДПМ в парламент не пройдет, а такое счастье, как «проект Лупу», придуманный, кстати, без участия Дьякова, уже не случится.

А что же сам Лупу? Почему Гагаузия и почему именно сейчас. В Комрате никто не услышал от лидера ДПМ и лидера одноименной парламентской фракции, что это некий предвыборный вояж и что гагаузская поддержка не помешала бы для избрания главы государства. Однако в Комрате рассмотрели главное – с таким президентом можно будет заменить пустые размышления о судьбе Гагаузии на практические дела, укрепляющие, а в чем-то и расширяющие статуса АТО в составе Молдовы. Лупу умеет, что называется, показаться и предстать… Другая задача посложнее. Ему было важно почувствовать атмосферу и возможности края, если это потребуется,  проявить консолидированную волю в требованиях к политикам страны прекратить политическую войну, читай, избрать президента страны. Неслучайно в эти же дни  в Кишиневе была отмечена серия различных акций, призванных повлиять на скорейшее решение важного для страны вопроса. И если учесть, что они начались параллельно с мероприятиями, проводимыми коммунистами на местах и требующими от своих лидеров стойкости (ни одного коммунистического голоса предателю), то все становится на свои места. Получил ли Лупу ответ на свой вопрос о действиях Гагаузии, если вдруг..? Думается, да.

На этом, однако, проблемы будущих взаимоотношений АТО с главой государства, а точнее, с правящей либерально-демократической коалицией не закончатся. А по тому, как развивалась автономия в течение последних восьми лет, какие в ней происходили события и какие среди тамошней публики вызрели настроения, когда, к примеру, часть Гагагузии и на определенных этапах  в прямом смысле слова воевала с коммунистами,  можно думать, что сложности только начинаются. И прежде чем что-то делать, в том числе и делать выводы, новым властям придется понять: что такое молдавская Гагаузия сегодня?

Ну, например: сколько скрытого гагаузского сепаратизма или всего лишь провинциального задора в лозунге южных антикоммунистов, называющих себя народными патриотами, «Сильная автономия – сильная страна»? Зачем они все еще хотят вернуть Гагаузии право на внешнее самоопределение в случае, если Молдова потеряет суверенитет и независимость? А может быть, они правы, когда уже хрипло от усталости доказывают, как это их право сумеет уберечь страну от гибели? Или что такое Гагаузия, повально поддержавшая на июльских выборах Партию коммунистов, но объясняющая свой выбор не столько страхами перед неизбежной румынизацией Молдовы, которой их пугали коммунисты-воронинцы,  сколько вниманием к пророссийским социально-экономическим и политическим  настроениям ПКРМ? На «гагаузский бред» это не похоже. С ума сходят поодиночке. Следовательно, что-то здесь такое, которое поможет и самой Молдове разобраться в непростых лабиринтах своей судьбы.

Зачем гагаузам свои партии и что это такое «гагаузское политическое поле», которое южане готовы защищать, собрав для убедительности кучу европейских документов? А там… Имеют право на свои партии. Гагаузские деятели водят пальцами по строчкам и пытаются убедить Кишинев, что всем станет легче от того, что политическая борьбы не будет такой путанной, а значит, мерзкой, и ей будет запрещенная дорога туда, где решаются текущие проблемы социально-экономического развития края. Зачем это нужно гагаузам, неужели только для того, чтобы дразнить Кишинев, и именно тогда, когда начинаются в стране или в регионе избирательные кампании?

Или еще что удумали – да зачем же? К пятнадцатилетию создания АТО Гагауз Ери – Гагаузии наклепать памятных медалей и вручить их всем, кто имел отношение к гагаузским процессам 90-х годов, в  том числе и приднестровским политикам, а также тем приднестровцам, кто противостоял  молдавским волонтерам, двинувших на Юг, чтобы спасти своих братьев-гагаузов от националистской беды. Что с этим делать и как отмечать гагаузский юбилей, если на него еще и явится пара десятков приднестровцев? Арестовывать  их, что ли? Нельзя. Не замечать – тоже плохо. Да, не явится никто! А вдруг?

И что с ними делать – с гагаузами? Какую там власть ни поставь – что Табунщика два раза, что Кройтора или Формузала, они каждый год шумно  с плясками и шашлыками отмечают день провозглашения Гагаузской Республики. Было дело – пытались пресечь антигосударственное непотребство. Так они собирались по своим углам, что еще хуже и опаснее: поди знай, какие мысли им придут в подвале возле бочки!

… Трудная работа предстоит Марианну Лупу и его либерально-демократической команде.