iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дина Коноплева: Спецслужбы Молдовы продолжают охоту на россиян

СИБ РМ несмотря на смену политической власти, продолжает хранить верность воронинским принципам.

Дина Коноплева(на фото), спецпредставитель  ММК «ПРОРЫВ!» по контактам с зарубежными организациями, комментирует специально для ИА «Лента ПМР» ситуацию с собственным задержанием на молдо-приднестровской границе сотрудниками молдавских спецслужб. Инцидент произошел 5 декабря 2009 года:

– По служебной необходимости мы с моим отцом, приднестровским предпринимателем и гражданином Российской Федерации и ПМР, выехали в Кишинев. По возвращении оттуда, примерно в 13.00 наша машина была остановлена сотрудниками молдавских спецслужб на подъезде к миротворческому посту. У Молдовы там, как всем известно, неподалёку расположен свой собственный неофициальный пост. В этот день у них оказалось на удивление много сотрудников – человек семь. Молдавские полицейские, не представившись и не предъявив собственных документов, приказали нам съехать на обочину, забрали документы – загранпаспорта России, и удалились к себе в железную будку.

Прошло минут десять, когда уже стало понятно, что происходит что-то необычное. Полицейские продолжали сидеть в будке, с любопытством разглядывая нас из закопчённых окон. Мы было уже решили прорываться в сторону российских миротворцев, предполагая возможную провокацию, поскольку обычно никакие паспорта на этом посту не проверяют, а спрашивают только водительские права, и то не всегда. Но тут появилось четыре человека. Двое из них – в форме молдавской полиции, другой, чуть постарше, с погонами посерьезней, и четвертый – парень в гражданском, весь в чёрном. Нас попросили подъехать к их будке и предложили выйти из машины.

Они поинтересовались, откуда мы едем, и куда направляемся. Затем, точно так же, без предъявления документов и не представившись, но очень культурно, сообщили, что проведут досмотр транспортного средства. Мы вышли из машины, продолжая улыбаться, и молча наблюдали, как начался обыск. Было предложено вытащить все личные вещи, открыть сумки. Даже открутили запасное колес о, проверили номер двигателя и прощупали аптечку. Особенно их взволновали какие-то лекарства в виде белых гранул. Они друг другу передавали пакетик, нюхали, и пытались читать вслух надписи на русском языке. Открыть не решились.

Затем началось самое интересное – проверка документов. Сначала я, как положено, протянула им загранпаспорт РФ. Посмотрев на него, сотрудник в гражданском улыбнулся и спросил, где я проживаю постоянно. Возможно, его огорчил мой внутренний российский паспорт с пропиской в городе Брянске, который я ему также предъявила. Вопросы на предмет того, сколько времени я нахожусь на территории Республики Молдова, сразу  утратили какую-либо логику. 

У отца положение оказалось более проблематичным. Как сообщил офицер полиции, или СИБа, что было не совсем понятно, поскольку он был не в форме, и документов никаких не предъявлял, мой папа совершает серьезное преступление. Оно заключается в том, что он – гражданин России – в течение длительного времени нелегально проживает «на территории Молдовы» – в Тирасполе. И его они имеют право арестовать и увезти в Кишинев, откуда депортировать в Россию.  Но в данной ситуации ограничиваются предупреждением о необходимости получить молдавский документ – вид на жительство, то есть «паспорт негра» – негражданина в смысле.

Мне было объявлено, что я имею право находиться на территории Молдовы не более 90 суток в течение 6 месяцев, чтобы не попасть под статью «нелегального иммигранта».  Насколько мне известно, в России граждане Молдовы могут находиться хоть круглый год, лишь выезжая раз в три месяца до ближайшей таможни, и тут же возвращаясь обратно. Как выясняется, в Молдове правила более жесткие – они постепенно копируют иммиграционное законодательство стран Евросоюза, штампуют соответствующие законы, согласно которых, хоть я и родилась в Тирасполе, и прожила в нём 19 лет, в случае задержки более 90 суток в течение полугода, автоматически превращаюсь в «нелегального иммигранта».

Честно говоря, мне крайне редко приходилось бывать в Молдове – раз в несколько лет.  Особенно, в связи с тем, что долгое время там находились у власти коммунисты, которые принесли Приднестровью много бед. Достаточно вспомнить экономические санкции, отмену поездов и телефонную блокаду. С приходом к власти в Молдове молодых либералов некоторые приднестровцы связывали надежды с хотя бы частичным потеплением отношений. Гимпу, Филат и члены правительства в последние недели часто говорили о том, что готовы поступиться принципами, вести более гибкую и трезвую политику в диалоге с властями ПМР.  Тот факт, что власти Молдовы решили уволить руководство СИБ и МВД за события 7 апреля и другие, не красившие Молдову вещи, вселял некоторую надежду. Вроде как оттепель должна была проявить себя в отношении приднестровцев. И, разумеется, подобного поведения спецслужб на границе, которую они сами не признают, трудно было ждать.  Однако, как оказалось, ничего не меняется.  Будто СИБ и МВД продолжают следовать тем же самым воронинским традициям  преследований россиян, беспричинных обысков и объявления людей «нелегальными иммигрантами». Те же самые угрозы и намёки на то, кем мы для них являемся. Получается, что вся моя семья, все мои друзья, живущие в Тирасполе всю свою жизнь, не имеют при въезде в Бессарабию никаких прав, несмотря на загранпаспорта РФ и Украины. Любого могут арестовать и депортировать.

Из чистого любопытства,  я поинтересовалась сутью процедуры получения этого самого пресловутого «вида на жительство».  В общем-то, это очевидное унижение –  всевозможные анализы, волокита, необходимость постоянно ездить в Молдову, и, самое главное, – полное отсутствие политических и гражданских прав.  Биться лбом о молдавскую бюрократию за эту замороченную филькину грамоту ради возможности раз в полгода прокатиться в Кишинев и летать оттуда в Москву – напрягает. Слава Богу, рядом Одесса, на Украине россиянам загранпаспорта не требуются, а в большинстве учреждений, кстати говоря, к приднестровскому паспорту относятся вполне лояльно.  Довольно странно, что в Кишиневе какой-либо представитель власти, пусть даже с самыми демократическими убеждениями, может рассчитывать при таком подходе на расположение приднестровцев – тех, кого они уже автоматически наделили статусом «негра».

В общем-то, эти люди на дороге действовали не сами по себе, они исполняли свои законы, им отдавало приказы начальство. Я думаю, что Михаю Гимпу и Владу Филату, Мариану Лупу и Серафиму Урекяну, коли уж они считают себя европейцами, должно быть стыдно за то, что в отличие от Европы, которую можно без унизительных обысков изъездить вдоль и поперек, на территории, которую они считают единой страной, происходят подобные вещи. Разумеется, мне не сложно, чтобы избежать арестов и депортаций, выезжать каждые три месяца на следующие три месяца в Россию. Мне есть,  где там жить и чем заниматься. Но половина населения ПМР согласно молдавскому законодательству, оказывается, проживает на своей земле незаконно. Было бы интересно посмотреть, как молдавские власти депортируют 240 тысяч человек, и что об этом скажут Украина, Россия и страны Евросоюза.  Разумеется, сегодня им мешают это сделать российские солдаты, да и приднестровцы сами способны за себя постоять. Но можно себе представить, что бы было, если б не было ни миротворцев, ни армии ПМР.  Особенно, если вспомнить вскользь брошенную сотрудником молдавских спецслужб фразу о том, как им «жаль», что они не контролируют приднестровский участок границы с Украиной.

Эта проблема возникла не сейчас, ей уже много лет.  Но таким поведением собственных спецслужб молдавские власти не добьются вообще ничего. В результате приднестровцы совсем прекратят поездки в Бессарабию. Смешно даже думать, что произошедшее имеет какое-либо отношение к европейским ценностям и демократии, о которых последние месяцы так часто говорят в Кишиневе. Получается, они просто пускают людям пыль в глаза.