Период с момента прихода к власти «Альянса за европейскую интеграцию» и до начала декабря можно считать временем отбрасывания отношений между Кишинёвом и Тирасполем назад. Сегодня в воздухе витает что-то вроде атмосферы президентства Мирчи Снегура – где-то 1993 год, когда спикером Парламента был унионист профессор Александру Мошану.
Вопрос в том, что в Кишинёве управляют правые, стоящие на унитарной позиции в вопросе урегулирования конфликта. АЕИ не получился как широкое антикоммунистическое и даже, как иногда пишут, антиворонинское объединение. С какой-то радостью там оттеснили на задний план немногочисленных центристов и напялили на себя маску унионизма. Если в Альянсе и впрямь полагают, что они могут предложить Приднестровью курс «Истории румын», автономию в унитарной стране; слова о том, что новые молдавские лидеры приезжают в Румынию «домой», а не с визитом, закрывать попутно русскоязычные СМИ, публично поддерживать высокопоставленного экстремиста Траяна Бэсеску, возомнившего себя «президентом всех румын» – то тогда с нынешним Кишинёвом просто нечего обсуждать.
В этой связи интересен феномен высказывания Мариана Лупу, кандидата на пост президента РМ о своём коллеге (в смысле, тоже бывшем спикере), Евгении Шевчуке. Дескать, молодость и гибкость Шевчука может сыграть позитивную роль в деле интеграции страны. В СМИ моментально развернулась полемика – были ли контакты двух экс-председателей парламентов или нет; о чём они могли говорить, вели ли они сколь-нибудь серьёзные переговоры. Но если смотреть в корень, то что мог предложить Мариан Лупу Евгению Шевчуку? И что мог пообещать ему Е.Шевчук, даже если и захотел бы?
Полномочий у обоих «молодых и гибких» сейчас никаких нет. Да и не станет даже самый умеренный приднестровский политик или бизнесмен обсуждать унитарные предложения из арсенала начала 90-х. Идейные предшественники нынешних унионистов как минимум не выиграли войну 1992 года; за спиной ПМР – Россия с её экономической помощью и военным присутствием; Украина начинает всё больше пугаться складывающейся координации шагов Кишинёва и Бухареста. Многие видные лидеры АЕИ ведут себя как провинциальные прорумынские националисты, облегчая задачу приднестровской пропаганде. Шевчук был бы политическим самоубийцей, если бы пообещал помочь в «реинтеграции» страны, где спикер (он же временный президент) открыто признаётся в своём унионизме, а премьер-министр заявляет, что в Бухарест он приехал «не с визитом, а домой». Зачем это надо Шевчуку, когда молдавские власти словно специально подбрасывают высказывания, могущие лишь сорвать любое потепление отношений?…
Например, министр обороны Виталий Маринуцэ. Неужели он считает приднестровцев идиотами, когда предлагает им разоружиться в одностороннем порядке после того, как ПМР с помощью России устояла на поле битвы, несмотря на румынскую помощь администрации М.Снегура? Так что вряд ли Е.Шевчук мог что-то обещать своему собеседнику, поскольку тот, несмотря на недавнюю встречу с Дмитрием Медведевым и членство в Совбезе Молдовы, не представляет никого, кроме себя. В лучшем случае, кроме Демократической партии.
Даже если допустить, что М.Лупу отошёл от унитарных постулатов в виде Закона от 22 июля 2005 года о статусе районов Левобережья Днестра, это будет его личным мнением. М.Гимпу и В.Филат – те, у кого в руках реальная власть – пока не давали повода упрекать их в приверженности идеям федерализма. Прорумынская волна в РМ – также не самый удачный фон для «реинтеграции».
Унитаризм Кишинёва и курс на полную независимость Тирасполя – это тупик. А сближения позиций сторон пока не наблюдается.
Я не думаю, что М.Лупу хотел сознательно подставить Е.Шевчука, но со стороны это выглядит именно так. Хотя если всё вышло не со зла, это ещё хуже. Выходит, кандидат на пост президента РМ просто не знает приднестровских реалий, не понимает, что сказанное им вовсе не укрепляет позиций Е.Шевчука.
Между тем истина в том, что для начала настоящего диалога власть в Кишинёве должна стать хотя бы менее прорумынской и более центристской. А до того момента любые, даже самые благие пожелания будут всего лишь протокольной вежливостью.
Андрей Сафонов, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья