iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Зачем Смирнову быть вечным президентом безлюдной страны?

Специально для ИА «Лента ПМР» ситуацию вокруг конституционной реформы в Приднестровье комментирует Александр Громов, политический обозреватель информационно-аналитического сайта “Сегодня.ру”

Как Вы прокомментируете инициативу Президента ПМР И. Смирнова о проведении референдума по изменению Конституции?

– Инициатива явно несвоевременна. Учитывая возрастающую угрозу с правого берега Днестра – из Кишинева, где к власти пришли прорумынские политические силы, главным политическим интересом Приднестровья остается консолидация, а не раздробление на лагеря сторонников и противников новой Конституции и референдума по ее принятию. Проблема в том, что все положительные моменты правления бывшего Президента Молдавии В. Воронина – вплоть до почти-признания Приднестровья субъектом молдавской федерации (по “Плану Козака”) – могут быть перечеркнуты новым молдавским руководством, которое может воскресить порочную практику румынизации Молдавии. К чему это привело в начале 1990-х годов едва ли стоит рассказывать. Новая война на берегах Днестра не нужна ни молдаванам, ни русским, ни украинцам.

Но даже если такая угроза нависнет над Приднестровьем, необходимо быть готовыми ее отразить. ПМР может гордиться, тем что, существуя между лихорадимой революциями и контрреволюциями Украиной и неспокойной Молдавией, до недавнего времени сохраняла политическое здравомыслие. Заслуга политической и экономической стабилизации, безусловно, лежит на Президенте Смирнове и России, постоянно оказывающей Республике финансовую, гуманитарную и военную поддержку.

Россия же в лице главы комитета Госдумы по международным делам К. Косачева и главы комитета по связям со странами СНГ А. Островского однозначно высказалась против изменения Конституции. Думаю, ПМР стоит прислушаться к мнению своего единственного стратегического союзника.

Нет смысла в прямом (возможность бессрочно занимать президентскую должность) или косвенном (учреждение верхней палаты парламента, подконтрольной исполнительной власти ) усилении полномочий Президента, если сама Республика буквально стоит на грани вымирания. Если в 1990 году здесь проживало 730 тыс. человек, то к 2005 году оно уменьшилось до 547 тыс. (по неофициальным данным – с вычетом гастарбайтеров, уехавших в Россию – 420 тыс.). Какой смысл становиться вечным Президентом безлюдной страны?

Наступает черед,  когда для всех стран региона – Украины, Молдавии, ПМР, России – социальные (в том числе демографические и медицинские вопросы) становятся на первый план по сравнению с очень популярными теперь и в 1990-х годах темами “поисков своей истории”,  “воскрешения национальной идентичности”, перманентной политической реформы и проч. Этот “левый поворот” в политике уже учитывают в России,  Белоруссии и на Украине. Настает черед Молдавии и Приднестровья.