Отшумела на Юге череда праздничных мероприятий, посвященных 15-й годовщине создания гагаузской автономии, завершились которые торжественным собранием 23 декабря с участием комратских и кишиневских государственных, общественных, политических деятелей, зарубежных гостей, представляющих в том числе и дипломатический корпус с РМ. Однако наблюдатели наиболее важную роль в формировании ситуации в АТО отводят состоявшейся 14 декабря в Комрате специальной сессии НС, где, как уже сообщалось, была принята развернутая Резолюция по большому кругу проблем общественно-политического и государственного звучания; в частности, последовало предложение объявить день сбора специальной сессии – Днем единения политических сил Гагаузии, а 19 августа (создание в 1990 году непризнанной Гагаузской Республики) – Днем единства народа Гагаузии.
О роли документа, а также о других прошедших и предстоящих событиях в крае, корреспондент НИКА-пресс беседует с первым заместителем башкана Валерием Яниогло.
– Валерий Федорович, акценты расставлены справедливо?
– Я бы стал сейчас устраивать конкурс – что важнее и организаторы каких мероприятий оказались успешнее? Все события, связанные с юбилеем автономии, выполнили свою роль и являются без преувеличений точным отражением гагаузских реалий. Да, специальная сессия собрала, скажем так, представителей всех политических поколений, управлявших автономией в течение пятнадцати лет. Они обменялись мнениями о прожитых днях, предложили свое видение будущности Гагаузии… Думаю, что и посмотреть другу на друга им тоже было интересно. Возможно, встреча носила более деловой характер, чем торжественное собрание 23 декабря. Но это естественно. Я лично лишний раз убедился в том, что периодически необходимо проводить подобные встречи. Прямое общение приносит пользу всем – особенно тем, кто по-разному смотрит на прошлое и будущее нашего края, и кто до сих пор (такие есть и в Комрате, и в Кишиневе) задается вопросом о целесообразности создания гагаузской автономии.
– Не возникло желание проводить по итогам каждого прожитого года Гагаузией «декабрьские слушания»?
– Чем чаще и чем откровеннее мы будем говорить о наших проблемах, тем лучше будет всем. Лишь бы такие встречи не превращались в площадки, где преследуются сиюминутные политические цели или откуда берут начало различные предвыборные проекты. В этом смысле показательным, на мой взгляд, был обмен мнениями бывших башканов Табунщика и Кройтора и действующего главы автономии Формузала о будущем автономии, через которое просматривалось будущее всей Молдовы. Они говорили о том, целесообразно ли вносить какие-либо коррективы в систему управления автономией или оставить все, как есть, существует ли нужда в децентрализации всей власти в стране, или же наоборот следует двигаться по пути усилия влияния и роли центральных властей… Думаю, для страны, находящейся в известном смысле на перепутье, подобные дискуссии полезны. Из Комрата всегда, включая и непростые времена его отношений с Кишиневом, исходит один важный сигнал: Гагаузия тот край, где приверженность к укреплению и сохранению суверенной и самостоятельной Молдовы выражены наиболее ярко и без каких-либо условий . Гагаузам это элементарно выгодно. В то же время мы всегда предостерегаем Центр от чрезмерной к нам подозрительности и ревностного отношения .
– Что Вы имеет в виду?
– Простой пример. Мы бы хотели, чтобы наши стремления открыть за пределами Молдовы гагаузские экономические представительства находили в Центре понимание, а не вызывали бы, повторюсь, подозрений. И здесь же замечу: есть ряд проблем, которые четко стоят перед обеими сторонами. Это невмешательство в вопросы исключительной компетенции территории. Иными словами, Кишинев должен всего-навсего соблюдать свой же закон «Об особом правовом статусе Гагаузии», принятый 23 декабря 1994 года.
– Валерий Федорович, не секрет ведь, когда в Комрате заводят разговоры о разграничении полномочий с Центром, в ответ звучат мало приятные упреки: вы сначала между собой у себя в доме разберитесь, а уж потом предъявляйте претензии к Кишиневу, где будто бы не понимают и не хотят понять «гагаузскую душу». Упрек-то справедливый. Во взаимоотношениях между гагаузскими властями не всегда все ладно.
– Я все понимаю и даже понимаю определенное злорадство, действительно, основанное на наблюдениях за внутренними проблемами, в частности, за отношениями исполнительной и законодательной властями АТО. Но я остаюсь при своем мнении, что «сладкие отношения» названных ветвей власти никогда не приводят к движению вперед. Есть такое выражение: решительный шаг вперед – это результат энергичного пинка сзади. И если мы исходим из того, что в Гагаузии живут решительные и энергичные люди, являющиеся патриотами своего края и всей страны, то естественным является возникновение на определенных этапах противоречий между личностями и общественно-политическими группами. Это нормальное явление и не надо нас за это упрекать. Все мы горячие и ершистые, однако, зная свой народ и своих коллег по работе в Исполкоме и многих депутатов Народного Собрания, могу с полной ответственностью сказать, что эти наши черты характера уходят на второстепенный план, когда речь заходит о судьбе автономии. Мы способны к деловым и спокойным диалогам. Поэтому не вижу никаких проблем в том, что касается текущей обстановки в нашем гагаузском доме.
– В жизни АТО за прошедшие пятнадцать лет было два трагических момента, явно ведущих автономию к очередным конфликтам. Это февраль 2002 года, когда здесь появились вооруженные люди, ставшие на защиту Гагаузии от вмешательства в ее внутренние дела, и лето 2008 года, когда появились лозунги «Руки прочь от народного Собрания». Что это было: результат внутренних противоречий или вмешательства в дела АТО извне?
– Еще раз – в непростых отношениях между исполнительной и законодательной властями АТО все-таки больше положительного. А вот волны отрицательного заряда за последние годы в основном исходили из Центра. Причина в том, что Центр всегда стремился навязать Комрату свое видение решения гагаузских проблем. Это было характерно для коммунистических властей РМ, которые, занимаясь интригами, применяли даже прямой подкуп отдельных гагаузских депутатов. Тогда некоторые из народных избранников, как тогда говорили, поднимали руки за нужное Кишиневу решение, опустив при этом глаза, лишь бы выполнить задачу по разделению ведущих групп края. Старый и безотказный метод – разделяй и властвуй. Думаю, что и в дальнейшем автономия не застрахована от подобных попыток. И, наверное, любая сила, придя к власти в РМ, захочет накинуть узда на Гагаузию, чтобы она, видите ли, «не выпрыгивала из штанов». Вопрос только в том, насколько такие желания в Центре реализуемы. В условиях демократического государства, к коим причисляет себя и Молдова, они имеют меньше перспектив. В сегодняшних условиях, когда все движется к тому, что монополии на власть лишаются и отдельные личности, и политические организации, у сторон появляются хорошие шансы привести друг друга в норму.