iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Консервативная модернизация политической системы

Кирилл Щитов, депутат Московской городской Думы, политолог, член Политсовета «Молодой Гвардии Единой России»: Состоявшийся 22 января Госсовет имеет ключевое значение для раскрытия идеологии консервативной модернизации. Ведь риторика строилась вокруг трансформации существующей политической системы.

Для понимая и анализа высказанных на Госсовете предложений необходимо, прежде всего,  уточнить понятийный аппарат. Итак, политическая система — это организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Единая нормативно-ценностная основа для нас — это демократия. Почему демократия так важна для России сегодня? Почему Дмитрий Медведев заявил о невозможности возврата к политической системе Советского Союза? Это заявление носит глубокий идеологический характер. Только демократическое общество способно обеспечить реализацию курса консервативной модернизации, так как именно демократия, будучи однажды установленной, в дальнейшем обеспечивает условия для самосохранения.

Для установления демократии необходимо создание ряда предварительных условий. И главным таким предварительным условием является наличие сформировавшихся национальной идентичности и государственного единства, то есть наличие нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Гражданское общество, точнее необходимость его развития в России, в данном случае является главной целью модернизации политической системы.

Именно поэтому к диалогу были приглашены лидеры всех политических партий. Ведь рамки политической системы в европейской демократической традиции очерчивают своеобразную политическую сцену, где одними из главных акторов выступают партии, берущие свое начало в гражданском обществе, которое представляет им свои ресурсы и поддержку. По своей природе политические партии — это связующее звено между гражданским обществом и государственной сферой. Именно партии являются инструментом артикуляции запросов со стороны гражданского общества и участия граждан в политической жизни, главным образом путем голосования. Следовательно, от развития партийной системы напрямую зависит развитие гражданского общества.

Именно поэтому Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость снижения административного давления на результаты выборов, а также заявил о необходимости создания условий для обеспечения максимального учета интересов граждан путем расширения партийного представительства в региональных парламентах. Ведь наиболее оптимальным для включения гражданского общества в политический процесс является существование такой партийной системы, которая обеспечивает сочетание рационального парламентаризма (т.е. разумного числа партий в законодательном органе и участвующих в выборах) и доминирующей партии. Что позволяет обеспечить стабильность действующего политического курса (консерватизм) и возможность корректировки этого курса с учетом альтернативного мнения (модернизация).

Весьма интересным также является наблюдаемое «открытие» политической системы. Является ли система открытой или закрытой, характеризуется взаимодействием системы и внешней среды. Открытая система осуществляет взаимодействие и обмен со средой, а закрытая — нет. Важно отметить, что закрытие политической системы возможно только при надежном обеспечении того, что никакие влияния со стороны внешней среды не будут в состоянии ее дестабилизировать. Однако, существование подобной системы в условиях демократии невозможно априори, так как одной из  характеристик демократии является возможность среды влиять на политический процесс, например, путем участия в выборах.

Для открытой системы залогом стабильности является способность, с одной стороны, адаптироваться к вызовам среды и трансформироваться в соответствии с этими вызовами, а с другой стороны, стремление целенаправленно преобразовывать среду.

 

Открывая Госсовет, Президент России отметил, что «наша политическая система работает далеко не идеально, но она работает».Для описания работающей открытой политической системы предлагаю использовать политико-системный подход «черный ящик» Дэвида Истона. Среда дает импульсы на своего рода «входе» в политическую систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их, условно говоря, на «выходе». Затем проводится «обратная связь» для оценки правильности принятых в «черном ящике» решений. В ходе проведения «обратной связи» могут поступать новые внешние импульсы.

Таким образом, работая как своеобразный циклический механизм, политическая система обеспечивает управление обществом и упорядочивает политические отношения, что и является ее главной задачей и функцией. Поскольку система оказывается погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны, то для сохранения (т.е. консерватизма) системе нужна способность реагировать, вырабатывать ответные реакции на поступающие извне импульсы и запросы, приспосабливаться к новым внешним условиям функционирования (т.е. модернизироваться). Собственно говоря, именно эта новая способность выстраиваемой политической системы нашей страны и была продемонстрирована на Госсовете.

Импульсами на «входе» стали демарш оппозиции в Государственной Думе после октябрьского цикла выборов и последовавшая встреча лидеров партий с Президентом страны, где были высказаны запросы на реформирование политсистемы. Затем поступившие импульсы были обработаны внутри «черного ящика». И на «выходе» было предложено решение — провести Госсовет и обсудить пути модернизации политической системы России.

В ходе обсуждения Дмитрий Медведев дал определенные «сигналы» и выступил с рядом инициатив, а от партийных лидеров была получена «обратная связь». Поступившие в ходе «обратной связи» на Госсовете предложения политических партий, в свою очередь, стали новыми внешними импульсами и запросами.

Теперь политическая система вступает в новый цикл. Озвученные на Госсовете запросы и предложения после обработки в «черном ящике» будут реализованы в виде определенных «команд» и законодательных инициатив. Обратная же связь по принятым решениям будет получена, скорее всего, после единого дня голосования в марте 2010 года.

Таким образом, мы наблюдаем стремление не закрываться от воздействия внешней среды, а наоборот — взаимодействовать со средой, адаптироваться к ее вызовам и трансформироваться в соответствии с поступающими запросами в целях самосохранения. В чем и заключается суть консервативной модернизации политической системы.