В Дублине 28 февраля пройдет очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате “пять плюс два” /Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС/. Он станет дебютом команды, которую формирует новый президент непризнанного Приднестровья Евгений Шевчук. Накануне встречи в Ирландии он поделился в интервью ИТАР-ТАСС видением перспектив решения застарелого конфликта, взаимодействия с Россией, формирования новой властной команды, реформирования Приднестровья, другим вопросам.
– Евгений Васильевич, на переговорах по приднестровскому урегулированию стороны занимают взаимоисключающие позиции: В Молдавии в 2005 году принят закон о статусе Приднестровья, который не устраивает Тирасполь. У вас в 2006 году провели референдум, на котором избиратели проголосовали за независимость. Каким Вы видите выход из этого тупика?
– Принятый в 2005 году молдавским парламентом закон, на мой взгляд, отдалил стороны на годы. При наличии 20-летнего опыта переговоров по политическим вопросам, сегодня мы предлагаем нашим партнерам тактику мелких, но конкретных шагов в области экономики, транспорта, связи, это именно то, что по нашему мнению, может минимизировать искусственные препоны для развития экономики и общения между берегами. А значит, может сформировать реальную площадку доверия для будущих, более сложных политических дискуссий! В условиях экономического кризиса 21 века, важно общие возможности наших экономик развивать, а не блокировать. В этом мы видим нераскрытый потенциал нашего взаимодействия.
– После трагического инцидента в новогоднюю ночь на посту в Вадул-луй-Водах, в Кишиневе зазвучали призывы сменить формат миротворческой операции на Днестре. Они нашли поддержку дипломатов некоторых стран ЕС и США. Вы не согласились с предложением обсуждать этот вопрос на встрече в Дублине. Почему?
– Формат “пять плюс два” и формат миротворческой операции – это разные форматы. Для обсуждения проблем функционирования миротворческой операции существует Объединенная контрольная комиссия /ОКК/ и базовые соглашения. Смешивать все в один котел, как бы там кому не хотелось, на мой взгляд, контрпродуктивно. Сам формат “пять плюс два” столкнулся чисто с процедурными проблемами в ходе предшествовавшей Дублину встречи в Вильнюсе. И желание включить в повестку дня вопрос о миротворческой операции мы расцениваем, как попытку заблокировать переговорную площадку.
– Ваш предшественник на переговорах больше уповал на прямые контакты с Кишиневом, чем на переговоры в формате “пять плюс два”. Вы будете придерживаться такой же тактики? Каких шагов, каких изменений в подходах Вы ждете от партнеров по переговорному процессу?
– В первую очередь, мы выражаем надежду на то, что у наших партнеров в Молдавии будет преодолен политический кризис и мы сможем получить ясное представление, кто является основным проводником политики молдавского государства. Мы считаем, что потенциал двусторонних соглашений не раскрыт. Если стороны будут исходить из фактической ситуации, а не только пожеланий, если основные усилия будут направлены не на преодоление политических проблем, а на решение конкретных экономических вопросов населения, тогда и картина политических перспектив будет более очевидной.
– Вашу встречу с молдавским премьером Владом Филатом в Одессе, которая прошла при участии Украины, журналисты назвали “пристрелочной”. Судя по Вашим словам, договариваться с правящей в Молдавии командой, учитывая, что там уже третий год идет борьба за власть, непросто?
– Я впервые встретился с господином Филатом. Встреча была ознакомительной, произошел обмен мнениями. Полагаю, что это было полезно для нас обоих. Настораживает то, что при некоторых предварительных договоренностях, буквально через несколько дней, один из членов кабинета Филата – министр транспорта, высказал по вопросу транспортного соглашения, на наш взгляд, ультимативные суждения. Надеюсь, что это некие прорехи взаимодействия, а не принцип работы наших партнеров.
– В Кишиневе есть политики, которые опасаются “приднестровизации” Молдавии в случае сближения двух берегов Днестра. А у вас не опасаются “молдовенизации” Приднестровья?
– Нет. Согласно последним опросам, большая часть жителей Молдавии разочаровались в европейской интеграции, предпочитая ей взаимодействие с Россией и Евразийским союзом. Это созвучно настроениям в Приднестровье. Таким образом, мы имеем возможность говорить и о тяготении части молдавского общества к нам. Считаю что это нормально и, кто его знает, может в будущем, мы сможем обсуждать некое экономическое объединение Молдавии с Приднестровьем, на базе новых форм участия. Например, в проектах интеграции с Таможенным союзом и нашими восточными партнерами.
– Вы намерены сотрудничать с политическими силами и региональными лидерами в Молдавии, которые придерживаются таких же взглядов?
– Да. Только при условии, что “евразийский проект” для них не очередной лозунг под выборы.
– После смены власти международное сообщество проявляет повышенный интерес к Приднестровью – к вам зачастили дипломаты западных стран, представители международных организаций, которые обещают оказать финансовую, гуманитарную и другую помощь. Некоторые политики в Тирасполе усмотрели в этом опасность для непризнанной республики, указывая, что в некоторых странах СНГ, на Ближнем Востоке, западные НПО оказались в центре скандалов, связанных с подготовкой “цветных переворотов”?
– Мы контролируем ситуацию. Кто приходит к нам с чистыми помыслами, чтобы помочь людям, тем мы будем только рады, а кто будет использовать гуманитарные лозунги, как прикрытие для иных, тайных целей, то эти цели обязательно станут явными, и мы откажемся от такого “сотрудничества”. Думаю, цветного переворота внутри Приднестровья больше ждут те, кто проиграл выборы, те, кто при прошлом руководстве использовал власть для решения своих собственных меркантильных задач. Они довели республику до разрухи, прибирая сладкие объекты экономики, устанавливая для себя “теплые правила таможенных режимов и пошлин”.
Сегодня создаётся впечатление, что накопленные годами капиталы, которые в основном формировались за счёт теневых, серых схем, эти господа пытаются пустить на “поддержку” журналистов в отдельных СМИ, некоторых политических представителей, сотрудников правоохранительной системы, дабы используя экономическую слабость государства, опять подстроить власть под себя и воссоздать систему политической коррупции в органах власти, которая бы решала интересы узкой группы лиц.
– В инаугурационной речи Вы назвали отношения с Россией главным приоритетом внешней политики. Кто то увидел в этом дипломатичный шаг навстречу Москве, где, как считают некоторые, на выборах поддерживали Вашего соперника – спикера парламента Анатолия Каминского.
– Россия – страна гарант, страна миротворец, которая защищает жизнь наших граждан и оказывает помощь Приднестровью. Естественно, что некоторые экономические круги Приднестровья продвигали и здесь, и в России “своего” кандидата. Это очевидная их попытка защищать, в первую очередь, свои интересы, а не интересы общества или государства. И в этой схеме для них не важно – Иванов это или Петров – главное, чтобы он четко следовал в фарватере “нужной” им политики и был пристегнут материальной, или иной корыстной заинтересованностью. На материальной “пристегнутости”, у нас годами функционировали и должностные лица, и ряд органов власти. Всё это предстоит преодолеть!
– На выборах Вы одержали убедительную победу над сильными соперниками, среди которых Игорь Смирнов, который основал Приднестровье и правил им 20 лет. Это говорит о том, что приднестровцы жаждут перемен. Но запас доверия не вечен, а поговорка “от любви до ненависти – один шаг” применима и к политике. Не опасаетесь стать жертвой завышенных ожиданий?
– Нет! Конечно, есть высокие ожидания и одновременно усталость от 20-летних проблем, это очевидно! При этом у людей есть понимание – за что я им благодарен! Мы, с новой командой, планируем, что осязаемые изменения произойдут в срок не менее года! Сегодня мы находимся в условиях, когда нужны реальные реформы, а реализовать их непросто, когда нет средств, и республика фактически банкрот, и при этом заперты границы. Трудностей много, но кроме нас самих, существующие проблемы никто не решит, мы здесь родились, живем и работаем дабы изменить жизнь к лучшему!
– Несмотря на эту непростую ситуацию, Вы начали кардинальную реформу руководящей команды, омолодили кабинет, отправив в отставку почти всех назначенцев Смирнова. Некоторые эксперты считают опрометчивым менять коней на переправе …
– Это не переправа – это, скорее всего, был полет страны в пропасть долгов и запустения, поэтому нужен новый взгляд, новые люди, дабы остановить на первом этапе падение, которое инерционно продолжается!
– Один из немногих, кого Вы оставили во властной команде – бывший министр промышленности Петр Степанов, которому доверен ключевой пост премьера. Он пришел в правительство из “Газпрома”, долг перед которым при Вашем предшественнике достиг астрономической цифры в 2,8 млрд долларов. Это как-то связано?
– Это связано, в первую очередь, с высокими человеческими и деловыми качествами!
– Означает ли поддержка парламентом предложенной Вами кандидатуры премьера, что у Вас нет противоречий с имеющей там большинство партией “Обновление”?
– Нет, не означает! Вместе с тем хочу отметить, что у меня нет противоречий с большинством членов этой партии. Было бы точнее сказать, что есть противоречия с теми, кто финансирует эту партию, и, возможно, с рядом ее первых лиц! Это консервативное формирование, на мой взгляд, призвано прикрывать сугубо узкокорпоративные интересы, под вывеской партии и некоторых представительных органов власти. Почему я делаю такие выводы? Потому что полагаю, что многие, из так называемой верхушки, использовали свое положение в “Обновлении” или саму партию для решения меркантильных интересов и управляются из единого центра! Подходы, которые продемонстрировал ряд представителей этого формирования в ходе предвыборной кампании, дают основания полагать, что морально нравственные ориентиры и лозунги партии далеки от их реальных действий “мотивированного” руководства данной политической силы!
– Какими будут приоритеты экономической политики? В последнее время в Приднестровье заговорили о возможной реприватизации?
– Приоритет – равные и понятные правила способствующие функционированию в Приднестровье субъектов хозяйствования всех форм собственности! Безусловно, это рыночная экономика, базирующаяся на четкой плановости действий властей, это защита добросовестного собственника и отечественного производителя. Но тем, кто путем разных манипуляций уничтожил предприятия или не выполнил условия, взятые на себя при приватизации, грозит разбирательство с возможной перспективой судебных споров с государством по изъятию собственности.
– Вы заявили, что российский рубль может вскоре стать второй валютой непризнанного Приднестровья…
– Введение второй валюты это суверенное право государства, такие решения обычно базируются на экономической выгоде с перспективой на десятилетия. Сейчас специалисты просчитывают плюсы и минусы возможного решения.
Валерий Демидецкий (ИТАР-ТАСС, Тирасполь)