Об общественно-политической обстановке в АТО Гагауз Ери накануне выборов нового состава депутатов Народного Собрания, а также о некоторых аспектах подготовки и подписания Договора о сотрудничестве НС с Верховным Советом Приднестровья, скрепленного в конце марта в Тирасполе, корреспондент НИКА-пресс беседует со спикером гагаузского парламента Анной Харламенко.
– Анна Харлампиевна, очевидно, главным событием для жизни автономии в текущем году являются выборы депутатов высшего законодательного органа. Когда пройдет голосование? Если ответить на этот вопрос затруднительно, тогда так: когда гагаузский парламент намерен определить точную дату выборов?
– Действительно, пока рано говорить о точной дате. Необходимо провести все отвечающие нашему законодательству процедуры. Примерный срок назвать можно – июль текущего года. Сразу хочу отметить, что, ориентируясь на середину лета, мы не нарушаем принятые нормы: 22 апреля завершаются полномочия НС; законом предусмотрены три месяца, в течение которых депутаты НС еще могут осуществлять свою деятельность. Если, опять же согласно законодательству, дата выборов должна быть объявлена не позже, чем за 60 дней до голосования, то можно сказать, что НС соберется, чтобы объявить дату борьбы за депутатские мандаты во второй половине мая.
– Еще в конце 90-х годов в автономии впервые заговорили о необходимости формирования гагаузского парламента на профессиональной основе. Идее более десяти лет и изменений условий функционирования депутатского корпуса, похоже, не планируется. Поговаривали и о необходимости заметного сокращения числа законодателей… Вы отказались от реформы или все до сих пор в процессе обсуждения?
– 35 депутатских мест остаются; ровно столько же избирательных округов, поскольку выборы у нас проходят неизменно по одномандатным округам. На этот счет мы не вносили никаких изменений в законодательство автономии. Это не просто, поскольку для подобных, я бы сказала, решительных перемен в жизни автономии, ее общественно-политической и хозяйствующей элиты; пришлось бы проводить работу и на общереспубликанском уровне, потребовалось бы также проведение процедур по изменению Уложения (Основного закона) АТО. Но… В нынешнем созыве НС мы провели ряд консультаций и пришли к однозначному выводу – Гагаузии нужен парламент, работающий на профессиональной и постоянной основе. Почему – понятно. Это, если говорить в целом, даст возможность депутатам заниматься своими прямыми обязанностями на более высоком качественном уровне. А в деталях я бы обратила внимание на следующее: депутаты, собранные на профессиональной основе, будут в парламенте работать на парламент, а не исключительно на свой округ и на свой бизнес. Я понимаю депутатские интересы к своему округу – это обязанности депутата, которому делегированы полномочия от того или иного населенного пункта, части города и поселка. Тем не менее, трудно согласиться с тем, что он, используя мандат, решает проблемы личного бизнеса или отстаивает интересы (что иногда видно и всегда вызывает протест) узкой группы бизнесменов или предпринимателей. Сегодня большинство наших депутатов имеют свою работу, которая для него является основной в силу известных причин. Отсюда и проблемы – на избранника давят то финансовые или производственные обстоятельства, то партийные обязательства или цели его партийных руководителей… Думаю, что перемены назрели.
– Как Вы думаете, создание парламентских фракций в новом составе НС возможно? И нужно ли такое деление на группы по партийным интересам Гагаузии, где идеологические, политические, коммерческие страсти порой бывают поострее, чем в республиканском парламенте?
– Наше законодательство создание фракций допускает. У меня к данной проблеме свое отношение. В Народном Собрании, которым я руковожу, в течение четырех лет складывались условия для формирования двух-трех фракций. Потом иные обстоятельства меняли расклад сил в парламенте, а потом вдруг эти же точно обстоятельства заставляли «дружить» бывших непримиримых, казалось, соперников. Знаете, я убеждена, что фракционная работа, с одной стороны, безусловно, дисциплинирует, делает процессы, происходящие в парламенте, устойчивыми, предсказуемыми. Но с другой стороны, – все-таки связывает по рукам депутатов, которые хотели бы быстро и гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства. Политика – это искусство возможного, не так ли? Что будет в новом созыве НС, я не знаю. Однако если говорить о политических устремлениях и обязательствах, то я бы предпочла работать с убеждением, что у нас в Гагаузии одна политическая партия – это Гагаузии.
– А если делать прогноз о новом составе НС, какие могли бы появиться в нем фракции после июльских выборов?
– Это не просто, но давайте попробуем. Насколько я понимаю, основная борьба за мандаты в НС развернется между двумя общественными организациями – «Единая Гагаузия» и «Новая Гагаузия», т.е. между сторонниками действующего главы автономии и действующим мэром гагаузской столицы. ПКРМ – это тоже пока в автономии серьезно, но не так уж, чтобы отводить ей какие-то заметные роли в будущем. Посмотрим. Лидеры Демократической партии и ЛДПМ, насколько мне известно, тоже будут выдвигать, опираясь на свои филиалы в АТО, кандидатов в депутаты НС. Пожалуй, все. Какая партия сколько наберет, сказать пока трудно. Я напомню, что у нас есть большая группа лидеров, не являющихся членами различных идеологических структур, но пользующихся большим авторитетом на местах. Они, безусловно, покажут хорошие результаты, как это и было четыре года назад, и также, безусловно, составят влиятельную группу в НС.
– Анна Харлампиевна, еще в начале 2009 года Народное Собрание готовилось подписать договор о сотрудничестве с Верховным Советом Приднестровья. Потом долгая пауза. Казалось, что это была какая-то шутка гагаузских и приднестровских депутатов: собрались, чтобы подразнить Кишинев. И все-таки договор подписан. Это какое-то «новое дыхание» Народного Собрания накануне выборов или быстрый гагаузский ответ на неуловимые пока «свежие ветра» в региональной политике?
– Парламентаризм, а проще говоря, максимально широкое для статуса нашего НС развитие сотруднических связей, был изначально выдвинут на ведущие роли в деятельности гагаузских законодателей. По мере возможностей мы с первых дней 2009 года приступили к практической реализации планов на данном направлении. Нам в этот период удалось подписать договоры с парламентами Кипра и Турции… Тогда же были встречи и с руководством приднестровского Верховного Совета, на которых мы, если можно так сказать, заключили «договор о намерения». Кстати, проект документа о сотрудничестве, который мы подписали в Тирасполе в марте, подготовлен в начале 2009 года и был подписан практически без изменений.
– Так долго в Комрате и Тирасполе изучали условия «договора о намерениях»? В чем причины долгой паузы в контактах?
– Я не знаю, думаю, что сторонам было иной раз не до встреч, иной раз на первый план выходили иные проблемы. Знаю, что в жизни Гагаузии и Приднестровья в этот период развивались такие события, которые были куда важнее, чем реализация совместных гагаузко-приднестровских планов.
– Подписали и…?
– Хотела бы сказать, что после президентских выборов на левом берегу нам позвонили из приднестровского ВС и сказали, что к встрече гагаузских парламентариев они готовы. Что потом… Много планов, как и много вокруг совместного документа различных слухов и предположений. Знаю одно: «приднестровский договор» не будет обузой для нового состава НС. С полной ответственностью могу сказать, что профессиональный разговор депутатов от НС и ВС показал неподдельный интерес друг к другу.
– Сколько в договоре и во всем, что последует за ним, политики?
– Политики? Нисколько.
– Чего же больше?
– Профессионального интереса гагаузских законодателей. Мы хотим профессионально расти.
– С кем еще НС планирует подписать «неполитические договоры»?
– С Одесским областным Советом и с законодателями Крымской автономии.
– Вы показываете пример Кишиневу – «делай, как мы».
– Мне кажется, что чрезмерная политизация весьма непростых и отчасти тонких отношений внутри бывшей МССР только всем нам навредит. Через две-три недели собираемся в Тирасполь, чтобы сыграть в футбол с депутатами ВС. Что непонятно: мы хотим, кроме всего прочего, нормальных отношений – без политики, без этих надоевших всем прагматичных интересов и перспектив.
– Победит, как водится, дружба?
– Насколько я знаю гагаузских депутатов, они азартные люди.