Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на российское издание “Независимая” газета, Бухарест готов взять на себя обеспечение безопасности на восточных границах Евросоюза, угрозу которой, по мнению советника президента Румынии Юлиана Кифу, представляет Россия. Это заявление было сделано после назначения спецпредставителем президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина, что в румынской столице назвали «жестом в начале нового мандата Владимира Путина». Кифу призвал НАТО и ЕС «адекватно отреагировать на этот шаг России».
Откровения советника румынского президента, опубликованные накануне в румынском издании Adevarul, вчера были растиражированы молдавской прессой. Они также вписались в дискуссию по объединению «двух Румыний» (Молдавию в Бухаресте называют вторым румынским государством), которую во вторник в румынском парламенте проводили румынские и молдавские депутаты.
Официально тема дебатов формулировалась так: «Объединение двух румынских государств, европейское решение по устранению последствий пакта Молотова–Риббентропа и стабилизации границы НАТО и ЕС». В тот же день в Румынии начал функционировать Национальный совет по реинтеграции. Иными словами, по возвращению в родной дом – Румынию – ныне независимого молдавского государства. При этом в Кишиневе уже существует реинтеграционная структура по возвращению Приднестровья в Молдавию, и она несовместима с первой. Именно этими особенностями ситуации в регионе и объясняют некоторые эксперты назначение Дмитрия Рогозина. Правда, МИД РФ толкует его иначе: это назначение «придаст динамику политическому диалогу с Молдавией и продиктовано целями стабилизации социально-экономического положения Приднестровья».
Напомним, 21 марта президент РФ назначил вице-премьера Дмитрия Рогозина спецпредставителем по Приднестровью, одновременно он стал сопредседателем молдово-российской межправительственной комиссии.
Советник президента Румынии по стратегическим вопросам и внешней политике Юлиан Кифу по поводу этого назначения заметил: «Румыния находится в ситуации, когда должна задавать тон, показать, что поняла сообщение, и поднять с пола брошенную перчатку, показать, что не игнорирует и не пренебрегает этим жестом в начале нового мандата Владимира Путина – хотя формально назначение произвел Дмитрий Медведев». «Чтобы показать серьезность подобного назначения, а также необходимость более сильной поддержки ситуации у границ ЕС и НАТО, Румыния должна ответить адекватным назначением и принятием на себя ответственности за безопасность на восточной границе», – цитирует Кифу ИА «Новости-Молдова». При этом румынский чиновник призвал «НАТО и ЕС адекватно отреагировать на шаг России».
По мнению директора кишиневского Института европейских исследований Виорела Чиботару, реакция Румынии, как и Кишинева, на появление новой фигуры на приднестровском поле объяснима: «Назначение не было согласовано с Кишиневом, и это при том, что статус спецпредставителя президента РФ появился впервые. Но главное в названии – если бы представитель назначался «на переговоры по приднестровскому урегулированию», возражений бы не было, но в указе говорится – «по Приднестровью». Так именуются представители президента РФ – «по Абхазии и Южной Осетии». Аналогия очевидна. Отнести Приднестровье к этой категории республик – первый шаг к его признанию». По мнению эксперта, в Кишиневе и Бухаресте появление спецпредставителя по Приднестровью называют «подготовкой России к аннексии региона». Кроме того, заметил «НГ» Чиботару, дело и в самом фигуранте: «Направить на этот участок Рогозина – то же самое, что послать слона в посудную лавку. Ожидать от него особой любви к Молдавии не приходится. И все же главное – понять, что стоит за его назначением. Если его посылают, чтобы навести порядок в Приднестровье после режима Смирнова (Игорь Смирнов возглавлял Приднестровье 20 лет, в конце минувшего года проиграл президентские выборы. – «НГ»), – это одно. А если для того, чтобы давить на переговорный формат «5+2», – другое». По словам политолога, этот шаг Москвы может перечеркнуть уже наработанное: «Договоренности Меркель и Медведева несколько успокоили ситуацию в регионе в целом. Россия повлияла на Приднестровье (там произошла смена режима), ЕС утихомирил Бэсеску (Траян Бэсеску – президент Румынии. – «НГ»), ратовавшего за объединение. Переговорный формат заработал. А тут – Рогозин».
«Дело не в Рогозине, – поясняет «НГ» руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ Сергей Жильцов, – кто бы ни был назначен спецпредставителем, он вызвал бы протест. Дело в ситуации, которая складывается в Молдавии». По мнению эксперта, «после избрания нового президента Молдавии – им стал Николае Тимофти – стало понятно, что все фигуры молдавской власти заняли идентичную позицию и сегодня закладывают фундамент для будущего объединения Молдавии с Румынией». Кишинев и Бухарест пытаются использовать благоприятный политический момент, когда оппозиция в лице коммунистов не пользуется большой поддержкой, зато ее в лице ЕС имеет власть. «Для Москвы важно понять, как далее будет вести себя Кишинев. И позиция России, направленная на поддержание территориальной целостности Молдавии, будет зависеть от самой Молдавии. Пока не понятно, хочет ли она сохранить свою государственность или будет двигаться к объединению с Румынией. В последнем случае Москве не останется ничего иного, как сделать ставку на Приднестровье», – сказал «НГ» Сергей Жильцов.
Украинский политолог Сергей Толстов уверен, что «ни Москва в целом, ни Рогозин в частности не остановят движение Молдавии в Румынию – процесс уже запущен». Но повлиять на то, чтобы при этом не пострадало Приднестровье, Россия может, считает Толстов. Ему возражает Виорел Чиботару: «Объединение Молдавии с Румынией – только идея. Реализация ее – процесс, ко всему дорогостоящий который не возьмется проплачивать и ЕС».
Тем не менее в Молдавии население разделилось и готово пойти стенка на стенку. 25 марта по центральной улице Кишинева маршем прошли сторонники объединения с Румынией, в числе которых, как сообщают СМИ, были и румынские легионеры. Им пытались противостоять сторонники независимости Молдавии. Если бы не полиция, столкновение стало бы неизбежным.
Светлана Гамова