Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, развитие Приднестровского государства с первых дней и по сей день сопряжено с преодолением препятствий – как политического, так и экономического характера. Непризнанность вкупе с последствиями мирового финансового кризиса, очередная волна которого захлестнула многие, в том числе и достаточно развитые страны мира, не позволяют пока говорить об экономическом росте. Но планомерное движение вниз недопустимо. Чтобы удержаться на плаву, необходим новый механизм бюджетного планирования и четко определенный курс государственной политики. Правительство уверено, что единственный выход из сложившейся ситуации – увеличение налогов. Их оппоненты говорят о том, что подобное решение – не всегда верный путь к пополнению бюджета. Существует масса примеров, когда эффект оказывался обратным.
«К сожалению, мы сегодня не услышали ни одной прогнозной цифры, ни одного элемента прогноза. Как повлияют на поступление доходов те довольно бескомпромиссные инициативы, которые представлены? Мы можем получить и уменьшение поступлений. В ходе обсуждения разных инициатив эти аргументы неоднократно звучали, в том числе и от авторов законодательных инициатив», – проинформировал председатель Комитета по экономике Олег Василатий.
Тем не менее, законодатели, понимая необходимость срочного принятия мер, некоторые инициативы все же склонны поддержать. Причем у каждого из парламентских комитетов свое видение. Депутаты-экономисты рекомендуют принять в первом чтении с учетом замечаний законопроекты о внесении изменений в законы «О таможенном тарифе», «Об акцизах», «О налоге на доходы организаций» и «О налоге на имущество физических лиц». Не нашли всеобщей поддержки среди членов данного комитета изменения, предлагаемые в отношении оффшорного сбора и единого социального налога.
Комитет по СМИ, напротив, согласился с предлагаемым исполнительными органами власти увеличением единого социального налога с 24% до 25% и ставок налога на доходы организаций. Члены этого комитета будут рекомендовать на пленарном заседании поддержать и новую методику исчисления размера налога на недвижимое имущество физических лиц – в зависимости от площади, а не от его инвентаризационной стоимости. При этом они выступили против повышения акцизов, таможенных тарифов на сырье, материалы, комплектующие и пошлин на ввозимые транспортные средства, поскольку в конечном итоге это негативно отразится на социальном положении населения. Депутаты Комитета по СМИ не поддержали и предложение переложить на плечи работодателя оплату больничных листов в течение первых двух дней нетрудоспособности сотрудника, посчитав эту нагрузку на него излишней.
Депутаты-аграрии однозначно высказались против увеличения ставок земельного налога. Они уверены, что в условиях, когда АПК и без того испытывает значительные трудности, связанные в том числе и с аномальной жарой и засухой, повышать налоговые нагрузки несвоевременно.
«Предусмотрен рост налогов. Самый маленький – на 16 процентов, а так – и 25, и 33, и 42 процента. И при этом нет ни одного реального обоснования: почему повышение на такой процент, почему именно в этом направлении?» – отметил председатель Комитета по вопросам АПК Ефимий Коваль.
Как известно, изменения законодательства о налогах и сборах направлены на решение двух основных задач. Первая связана с необходимостью повышения доходов бюджетной системы. Вторая заключается в создании налоговых механизмов поддержки тех сфер деятельности, в развитии которых государство и общество заинтересовано в большей степени. По мнению законодателей, сегодня важно найти золотую середину.
«Весь проект налоговых законопроектов, который представлен, – это, к большому сожалению, инициативы, которые направлены на увеличение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Мы в ходе дискуссии пытались найти некий компромисс между задачами, которые сегодня возложены на государство, и интересами предпринимателя», – рассказал председатель Комитета по малому бизнесу Виктор Гузун.
Что касается бюджетной системы в целом, то правительство считает, что ключевым элементом процедуры подготовки главного финансового документа должно стать ежегодное Послание Президента. Оно будет призвано задавать стратегические и краткосрочные ориентиры развития республики. Два других документа государственного значения – Концепция бюджетной и налоговой политики на среднесрочную перспективу и Прогноз социально-экономического развития на предстоящий бюджетный год, – по мнению исполнительной власти, дублируют друг друга. Поступило предложение их объединить и разрабатывать на три года. Установление порядка разработки правительство оставляет за собой.
«Комитет не согласился с предложенным автором решением, так как оно не решает тех системных проблем, которые существуют. Мы не выходим из политического цикла, который оказывает влияние на развитие экономики государства, мы не решаем вопросы планирования и исполнения планов работы правительства и государства в целом», – говорит Олег Василатий.
Столь серьезные законодательные инициативы, по мнению парламентариев и основных адресатов – предпринимателей, требуют детального изучения и анализа. Какое в итоге будет принято решение, станет известно 11 июля на завершающем весеннюю сессию пленарном заседании.