ИА “Лента ПМР” публикует комментарий эксперта и публициста Андрея Сафонова по последним событиям в молдавском городе Бельцы и их взаимосвязи с политическими раскладами в Приднестровье.
События в Бельцах, где народ пресёк марш сторонников присоединения Молдовы к Румынии, наполняют сердце каждого нормального человека глубокой радостью. Перед нами – Божье возмездие унионистам за воющие, вопящие «бандерложьи» шествия сумасшедших образца 1989-1991 годов в Кишинёве, сопровождавшиеся тупыми и злобными нападениями на всех тех, кто просто был похож на людей. Но происшедшее в Бельцах 5 августа ставит ряд вопросов и перед приднестровцами.
Самый главный вопрос: необходимо ли ПМР усиливать правящий «Альянс за европейскую интеграцию», стоящий за спиной унионистов, чей «марш воссоединения» завершился в Бельцах в жаркий воскресный день самым позорным провалом?
А ведь мы это делаем. В Вене 12-13 июля наша делегация согласилась включить в повестку дня переговоров в формате «5+2» пресловутый «Третий Пакет», благодаря чему официальный Кишинёв и его союзники могут теперь ставить вопрос о статусе Приднестровья в составе унитарной Молдовы, выводе российских войск и вывозе военного имущества из ПМР. Это – настоящий спасательный круг с нашей стороны прорумынским властям в РМ!
Наши нынешние руководители пошли на огромные уступки АЕИ, подписав 26 марта провальные для ПМР соглашения по железной дороге и таможне. В силу они вступили 30 апреля. Большой выгоды от них не видно, а вот вред налицо: Кишинёв получил возможность тормозить уже на территории Украины сырьё для наших предприятий, да и вообще брать за горло импорт, ввозимый в ПМР. История с металлоломом для ММЗ, остановленным 14 июня – лучшее тому доказательство. Чем она завершилась, мы до сих пор не знаем – наши власти, и, в частности, МИД ПМР, молчат…
События в Бельцах 5 августа важны и тем, что они показали и так всем известное: власти РМ и стоящий за ними Бухарест спустили унионистов с цепи, чтобы те своими публичными мероприятиями возвестили о серьёзности проекта «воссоединения» Молдовы с Румынией. Причём проект нынешних дней куда серьёзнее того, что было в 1989-1992 годах. Теперь нет даже формально существовавшего до декабря 91-го СССР. Румыния – член ЕС, НАТО и ближайший союзник США около юго-западных границ бывшего Союза. Практически всё руководство РМ, депутаты Парламента от АЕИ, министры и т.п. – граждане Румынии. Румыния и Молдова волею своих вождей стремятся создать единую газовую и энергетическую системы. Кишинёв унифицирует своё законодательство с румынским, в РМ избран президент-унионист, румынские политики открыто заявляют, что надо дать шанс населению «Левобережья Днестра» для успеха и процветания в составе ЕС. И тут же добавляют: вступление Молдовы (с Приднестровьем, понятно) в Евросоюз явится «первым шагом к объединению Молдовы с Румынией».
Идя на односторонние уступки Кишинёву вместо поиска нормальных, взаимоприемлемых компромиссов, нынешние приднестровские лидеры, хотят они того или нет, укрепляют власть АЕИ в РМ. То есть – власть унионистов, чья политика направлена на присоединение к Румынии и ПМР. Это укрепляет как явных румынофилов, вроде Михая Гимпу и Николае Тимофти, так и внешне более сдержанных, наподобие Влада Филата. Таким образом, официальный Тирасполь сам суёт голову в петлю.
К примеру, 30 сентября истекает 6-месячный срок действия соглашения по железной дороге, а заодно и таможенного соглашения. Как поведут себя наши руководители? Поймут ли они очевидное и не станут продлевать эти крайне невыгодные для ПМР документы, или же вновь бросят спасательный круг премьер-министру Филату, который явно примеряет на себя одежды молдовского Бисмарка – «реинтегратора похищенных сепаратистами земель восточных районов Молдовы»?
Надо чётко понять: любая односторонняя уступка, любая сдача позиций ПМР укрепляет прорумынскую власть в Кишинёве и стоящий за нею Бухарест.
Укрепляя АЕИ, давая возможность Альянсу одерживать дипломатические победы, вкладывая в его руки козыри успехов на внешних фронтах, мы только усиливаем возможность прихода Бухареста на оба берега Днестра.
И, напротив, если следовать логике здравого смысла, трудности АЕИ только на руку ПМР. Ими надо без всяких сомнений пользоваться. Одна из таких..
трудностей – сопротивление здоровых сил Молдовы прорумынской политике АЕИ. Ведь «марш воссоединения» 5 августа – это не просто шествие нескольких сотен полусумасшедших радикалов, мечтающих о «Великой Румынии». Это фактически марш сторонников правящего Альянса. Это – важное мероприятие АЕИ. С его помощью Альянс хотел проверить, насколько сильное сопротивление ему окажут в самом сердце антирумынских регионов Молдовы. А север РМ к таким регионом как раз и относится.
И вот марш сорван! Это ли не пощёчина Бухаресту, который своей экспансией угрожает утвердиться не только в Кишинёве, но и в Тирасполе? Заодно это удар под дых Альянсу, где заправляют Михай Гимпу, Влад Филат и Мариан Лупу. Так чего ради Приднестровью вместо того, чтобы воспользоваться трудностями «партнёра по молитвам», сдавать свои позиции? Где тут логика?
События 5 августа в Бельцах показали: необоснованные уступки со стороны ПМР должны быть прекращены! Соглашения по «железке» и таможне 30 сентября должны утратить свою силу и продлевать их не следует. Экономике ПМР они, как показал опыт прошедших месяцев, существенно не помогают. А вот наш импорт под контроль Кишинёва ставят и железнодорожные станции вроде Слободки в состав «Железных дорог Молдовы» включают.
Согласие о включении «Третьего Пакета» в повестку дня переговоров в формате «5+2» следует отозвать. За поддержкой в этом деле следует обратиться к Москве и Киеву.
А, главное, как только Верховный Совет ПМР после каникул соберётся на свою осенне-зимнюю сессию, необходимо немедленно принять закон о переговорах с Молдовой, отозванный действующим Президентом ПМР. Очевидно, что отзыв ровным счётом ничего не дал Приднестровью, зато распалил аппетиты кишинёвских властей, и не подумавших отказаться от своего унитарного закона 2005 года.
Вот какие выводы можно сделать после краха марша последователей Иона Антонеску 5 августа. Как тех, что безуспешно пытались промаршировать по улицам Бельц, так и тех, кто благословлял их на это дело в Кишинёве.