ИА “ТИРАС” продолжает серию аналитических материалов касающихся
проблематики, Крыма, Донбасса и Приднестровья. Предлагаем вниманию
экспертное мнение молдавского аналитика, доктора истории Руслана
Шевченко.
Сейчас, после нескольких месяцев войны на Донбассе постепенно начинает
выкристаллизовываться совершенно новая военно-политическая обстановка в
Украине и в целом в юго-западном регионе бывшего СССР. Успешное
наступление украинской армии на позиции сепаратистов, взятие ими
Славянска, Краматорска и ряда других городов, относительно пассивная
позиция России, не решающейся открыто вступить в войну на стороне
сепаратистов, ввиду существующей угрозы военной поддержки Киева со
стороны стран Запада во главе с США. При этом агрессивная антиукраинская
пропаганда, постоянно транслируемая российскими телеканалами постепенно
изолирует Россию не только от стран Запада, но и от государств
Восточной Европы и покойного СССР, которые все больше опасаются, чтобы такое не повторилось у них.
Официально целью войны объявлена «зачистка» Востока Украины от
пророссийских уголовных группировок, стремящихся под верховным
руководством Москвы отколоть от нее ряд восточных и южных областей.
Последние по планам российских стратегов должны были превратиться в
некое новое государство «Новороссия». В нем доминировали бы
пророссийские силы, там было бы с корнем выкорчевано все, что напоминает
о Украине и украинском. Мы уже видим пример этого в Крыму. Эта
территория отрезала бы Украину от Черного моря, отнимала у нее важнейший
черноморский порт – Одессу, давала бы России геополитический простор для
выхода на Днестр (так как в игру, в случае успеха сепаратизма в этих
украинских областях, немедленно бы вмешалось и Приднестровье, о чем
будет сказано ниже), и даже на Дунай, учитывая, что к Приднестровью в
этом случае готовы были присоединиться гагаузские сепаратисты, да и
разжечь сепаратизм в «бессарабской» части Одесской области в этом случае
стало бы парой пустяков. Ну а затем можно было бы начинать
реализовывать озвученные пророссийскими боевиками лозунги, – «на Киев!»,
«на Львов!». Теперь, в свете уже известной нам информации, более-менее ясно, как
именно эти «стратеги» собирались осуществлять свои планы. Предполагалось
воспользоваться какой-либо «знаковой», возбуждающей страсти
русскоязычного населения, на которое делалась главная ставка, ошибкой
новой власти в Украине (такой стала отмена Закона о статусе региональных
языков) и спровоцировать протесты ориентированной на Россию части
населения. В Крыму, где находилась, в соответствии с прежними
российско-украинскими договорами, крупная военно-морская группировка РФ,
это удалось с блеском. Буквально в течение нескольких дней в феврале
2014 г. законные украинские власти были сметены сепаратистами и вмешавшимися в этот конфликт частями
российской армии. Несколько сложнее оказалось в восточной Украине, где
при всех прочих выгодных для России моментах, все же не было российских
войск. Но и там, запугивая горожан угрозой якобы неизбежного прихода
«Правого сектора» (который благодаря российским СМИ стал в Восточной
Украине символом «карателей-националистов»), и расправ с мирным
населением, удалось поднять их на митинги и создание сепаратистских
организаций. А последние при помощи обманутых пропагандой горожан начали
ликвидировать законные органы власти в разных городах Юга и Востока
Украины и устанавливать пророссийские. Они пользовались тем, что новая
власть в Украине нуждалась во времени для укрепления и некоторое время не решалась
действовать жестко против преступников (причиной тому было и бедственное
состояние украинской армии). Благодаря этому очаги сепаратизма успели
возникнуть даже в таких городах, как Мариуполь и Одесса, и подавлять их
пришлось уже силовыми мерами.
Но, как мы знаем, властям Украины
удалось ликвидировать некоторые из этих очагов (Славянск, Краматорск,
Мариуполь и некоторые другие). И теперь ставится закономерный вопрос: ЧТО ДАЛЬШЕ? А дальше украинские власти, хотя и с трудом, потому что
украинская армия фактически только создается, постепенно раздавит при
поддержке США и ЕС сепаратистов и террористов всех мастей. При условии,
что Россия не произведет от отчаяния военное вмешательство (что очень
маловероятно, так как именно это-то и надо Западу, и в России это
вовремя поняли). Это означает, что, во-первых, она возьмет под контроль
границу с Россией на всем ее протяжении по-настоящему (ибо пока
группировки террористов из России довольно успешно проникают в страну), и
что во-вторых, будет поставлена задача постепенно навести порядок в
«проблемных» регионах. В первую очередь, речь
о Одесской области и самой Одессе. Действительно, в Одессе остаются
достаточно значительные группировки лиц, готовых в любой момент
спровоцировать конфликт, и они то и дело дают о себе знать. Но если
Одесса так или иначе контролируется законными властями, то положение в
одноименной области сложнее, особенно в ее «бессарабской» части,
примыкающей с юга к Молдове. И на укрепление этих территорий власти
Украины должны обратить особое внимание, так как там также есть
значительный протестный потенциал. Это как недовольные новым режимом в
Украине, которые пока молчат, потому что пока им не оказывается должного
внимания, так и те, кто постоянно контактирует с представителями АТО
Гагауз Ери, и поддерживает идею некоей «гагаузско-болгарской автономии» с
вхождением туда как Гагауз Ери, так и некоторых украинских территорий с
Болградом. Однако на крайне важное положение Одессы и ее окрестностей
уже обратили внимание США и оказывают Украине всевозможную помощь. А по
мере того, как сужается захваченная сепаратистами территория на востоке
Украины, снижается и угроза создания сепаратистской республики уже в
Одессе (но остается, и преуменьшать эту опасность тоже нельзя, так как
городом могут воспользоваться, чтобы развязать «второй фронт» против
законных властей). По этой же причине Москвой явно сдерживается и
возможная активность Тирасполя, который не рискует действовать сам без
успехов пророссийских сил в Одессе и Одесской области и ведет себя
подчеркнуто «незаметно». Он выжидает, удастся ли все же спровоцировать
конфликт в Одессе и области. И от того, станет ли это реальным либо нет,
зависит и его участие в «операции Новороссия», с возможной
дестабилизацией ситуации как в Молдове, так и в Одесской области.
В
этом контексте остается открытым вопрос – что же делать Приднестровью в
такой ситуации? Ибо каким бы миролюбивым не был бы Порошенко и какие бы
личные узы его не связывали бы с этим регионом, но он прекрасно сознает
угрозу с тыла, которая исходит от Приднестровья. Несомненно, что после
решения вопроса с террористами Востока Украины Порошенко сам ли, или же
по настоятельной просьбе Запада начнет обращать внимание на
Приднестровье. Хотя бы потому, что этот регион, пока не контролируемый
Западом, для него очень важен, особенно ввиду пребывания там российских
частей, наличия незаконных вооруженных формирований и явной антизападной
направленности. Это видно и по растущему нетерпению Запада, который уже
не раз продвигал идею перехода в переговорах по приднестровскому
вопросу к т.н. «третьей корзине», то есть вопросам политического статуса
региона. Пока что эта тема наглухо блокируется Москвой и Тирасполем, но
после решения вопроса с восточноукраинскими сепаратистами и в свете
очевидного поражения Путина на «украинском» направлении (отказ от
собственного запроса на ввод войск) ситуация может очень серьезно
измениться, ибо тогда с позиции силы будет выступать уже Запад. Ожидать
этого следует, однако, не завтра и не через месяц, учитывая, что впереди
у украинских войск еще много серьезных целей, которые надо брать, и в
первую очередь Донецк и Луганск. Что займет немало времени и
осуществится, вероятно, лишь спустя несколько месяцев (не ранее), да и
позже властям потребуется ликвидировать деятельность многочисленных
террористических банд, которых сейчас очень много на Востоке Украины. Это значит, что изменение ситуации в переговорах по
статусу Приднестровья возможно не ранее 2015 г., а возможно, и позднее,
учитывая, что другой фигурант этих переговоров – Молдова – сейчас
втянута в сразу несколько следующих одна за другой избирательных
кампаний. Они завершаются лишь во второй половине 2015 г., а если еще
учесть и выборы Президента весной 2016 г., то и еще позднее.
Однако
2016 г. (как раз перед началом оного истекают полномочия Е.Шевчука)
может стать более важным, чем прежние годы. Дело в том, что в мае 2015
г., по уже установившейся печальной «традиции», на 9 мая следует ждать
визита в Кишинев и Тирасполь Д.Рогозина. Последний инициировал эту псевдотрадицию, чтобы регулярно
подбадривать своих сторонников в Кишиневе и Тирасполе и оказывать
разнообразную помощь. В свете того, что мы увидели в мае 2014 г., когда
рогозинский самолет развернули обратно в Кишинев украинские власти, то
же самое могут проделать уже и румынские и болгарские власти, которые
(особенно румынские) среагировали весьма негативно и враждебно на визит
Рогозина. И такой полет только консолидирует членов НАТО – Румынию и
Болгарию против России и Тирасполя.
О последнем мы заговорили вовсе
не случайно. Мы уже отмечали в одном из наших предыдущих материалов по
теме, что именно в начале 2016 г. истекает срок налоговых льгот, которые
предоставляет
Соглашение о Свободной Торговле Молдовы с ЕС для Левобережья, что
позволит существенно усилить давление на него как со стороны ЕС, так и
Молдовы. Именно в то время, в декабре 2015 г., истекают полномочия
Шевчука и остается еще пока неясным, будет ли он переизбран. Таким
образом, на рубеж 2015-2016 гг. выпадает очень уж много якобы случайных
совпадений, и все они прямо или косвенно связаны с дальнейшей судьбой
Приднестровья.
Теперь, помимо политического, экономического и
дипломатического давления на Левобережье, погружающееся во все более
глубокую изоляцию, к нему может добавиться и давление военное. США,
имеющие огромный опыт постепенного наращивания давления на конфликтные и
опасные с военной точки зрения регионы, почти наверняка не преминет
возможностью подключить своих союзников по НАТО (в первую очередь,
разумеется, Румынию и Болгарию или даже Турцию), и, разумеется, Молдову с
Украиной. Эти страны являются наиболее верными сторонниками США в
регионе и от них очень многое зависит в процессе окончательной изоляции и
удушения Приднестровья. Это и закрытие воздушного пространства для
подлета российской авиации, и отслеживание средствами радиолокации всех
летательных аппаратов, и средства радиоразведки, и угроза применения
флота для блокирования портов, и подготовка авиации и сухопутных войск
для проведения молниеносной боевой операции по занятию основных центров
Левобережья и блокированию возможного сопротивления со стороны местных
силовых структур и воинских частей ОГРВ. Иными словами, у США и его
союзников, как членов, так и не членов НАТО, есть широчайшее поле для
непрерывного усиления давления на сепаратистский регион со всех точек
зрения. Что неизбежно приведет его режим в довольно скором будущем к
катастрофе. Это особенно очевидно, если вспомнить, что Россия не
решается вступать в прямое столкновение с НАТО даже в исключительно
важной для себя Украине. Еще менее вероятной будет перспектива ее
участия в «защите Приднестровья», если против нее создастся столь
грозный военный кулак из стран НАТО и его потенциальных союзников
(Украина и Молдова), да еще при открытом содействии США. Хотя сегодня
это представляется не самой близкой перспективой, но контуры ее уже
встают на горизонте после разрешения украинского кризиса. И от того,
насколько филигранными будут действия европейских политиков и военных,
зависит, насколько быстро в истории неизбежного краха приднестровского
режима будет поставлена окончательная точка.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории