iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Список Формузала». Процесс пошел?

Глава АТО Гагауз Ери Михаил Формузал высоко оценил избрание на пост одного из вице-председателей  парламента РМ Александра Стояногло. Это, считает он, не только практическое подтверждение планов Коалиции выдвигать на ведущие роли способных и энергичных профессионалов, но и недвусмысленное предложение гагаузскому чиновничьему классу и южной общественности начать с пришедшими к власти либералами откровенный диалог об аспектах развития гагаузской автономии в новых условиях, способных, наконец, ликвидировать ряд болезненных вопросов в отношениях между Комратом и Кишиневом. Как заявил башкан агентству НИКА-пресс, такое решение дорого для гагаузской общественности еще и потому, что является ответом на конкретные кадровые предложения либералам со стороны Исполкома АТО.

Напомним, в начале сентября Формузал передал лидерам четырех партий, входящих в Коалицию, обширный список возможных кандидатов на различные должности в исполнительной власти страны, представляющих Гагаузию. Согласно ему, в частности, Стояногло предлагался на должность Генерального прокурора. Поначалу к «списку Формузала» в Коалиции отнеслись с настороженностью. В сопроводительной записке к нему без труда улавливались нотки жестких условий – если либералы не примут во внимание кадровый потенциал Юга, то слухи о неизбежной румынизации Молдовы и Гагаузии придется считать не изобретением коммунистов, а неизбежной реальностью. Сейчас на примете у Коалиции большая группа из «списка Формузала», рассматриваемая в том числе и через призму предстоящих в декабре 2010 года выборах главы автономии.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Избрание Александра Стояногло вице-председателем  парламента не относится к пресловутому национальному вопросу, точнее сказать, к взаимоотношениям между властью и национальными меньшинствами. Во время представления Владом Филатом программы правительства и его кадрового состава из фракции ПКРМ прозвучал вопрос: «Почему в кабинете либералов нет ни одного представителей других, кроме молдаван, национальностей». Будущий премьер ответил: «Потому что мы не делим людей по национальным признакам». Ответ кажется парадоксальным, а то и нахально-демагогическим, но в нем вот что: власти нужны профессионалы, разделяющие ее идеологию и владеющие на высоком уровне государственным языком. К тому же, если уж говорить о гагаузах, то они все чаще и чаще стали  заявлять, что они никакое не национальное меньшинство, а самые что ни на есть коренные жители Молдовы. Вообще, это может, Бог знает, куда завести, но смотря как отнестись к проблеме и с каким настроением считать ее неотъемлемой частью существования молдавского государства. Основной принцип подхода к ней, похоже, определил один из возможных кандидатов на пост президента РМ Мариан Лупу. В одном из своих интервью зарубежным СМИ он заявил, что все мы, живущие в Молдове граждане, – молдаване, независимо от национальной принадлежности.     

С этим понятно.

И все-таки главная причина практического внимания либералов к Югу – политическая. Гагаузия, прослывшая в середине 90-х годов «красным поясом», дружно и с удовольствием подтверждала вплоть до парламентских выборов 2001 года свой неофициальный статус, отдавая предпочтение Партии коммунистов. Это был ответ на ненависть ПКРМ к «дерьмократам», «прихватизаторам», «унионистам» и «националам»; отвечал любовью к ПКРМ местный электорат на намерения воронинцев разрешить приднестровскую проблему, максимально сблизиться с Россией, обновить Молдову «федеральными подходами к политико-территориальной проблеме». Потом случились события 2001-2002 года – коммунисты принялись громить местных лидеров, подозревая их то в скрытом сепаратизме, то в порочных связях с Турцией… Гагаузия ответила рождением народно-патриотической организацией «Единая Гагаузия» и поддержкой пророссийских партий РМ.

В ходе досрочных парламентских выборов 29 июля южане опять поддержали ПКРМ. Парадокса в этом не было. Гагаузы имеют мало оснований верить и уважать воронинцев – в автономии коммунисты достаточно наделали и наговорили, чтобы гагаузы вообще забыли о существовании ПРКМ. Однако они попались на «красные» предвыборные технологии, взявшие на вооружение лозунг «румыны идут».  Победа либералов заставила южных лидеров сначала испугаться (новый переворот в АТО – теперь уже либеральный – неизбежен?), а затем и искать пути для диалога с Коалицией. И кажется, что конструктивный диалог возможен. Во всяком случае, в Коалиции от тезиса гагаузских народных патриотов «Сильная автономия – сильная страна» никто с опаской не вздрагивает: почва для начала консультаций об истинной децентрализации власти в РМ, что, несомненно, является частью программы по европеизации Молдовы, есть.

Неизбежные теперь уже контакты Коалиции с «народными патриотами» заставят обе стороны (иначе искренности в их дальнейших отношениях не будет) начать консультации об эффективности Закона «Об особом правовом статусе АТО». И об официально оформленных еще в начале 2007 года  инициативах Комрата, дающие, как считают их авторы, возможность более интенсивного развития края (договор о разграничении полномочий между Центром и автономией, право на создание и функционирование на территории АТО политических организаций). До сих пор никто с Комратом на эти темы не говорил. Коалиции «За европейскую интеграцию» говорить придется. Это один из действенных способов оградить Гагаузию от нового  прихода сюда коммунистов-воронинцев.

Либералам придется также иметь в виду, что сепаратизм большей своей частью, а сепаратизм в Молдове тем более, является  отражением внутреннего состояния центральных властей. Чем в столицах больше дураков и жадных до власти и денег политиков, тем чаще возникают желания регионов отделиться и превратиться в самостоятельное государство.