Скоро мы узнаем имена российских биатлонистов, которые наверняка будут дисквалифицированы и не примут участие в чемпионате мира в Пьончанге 14 – 22 февраля.
Международный союз биатлонистов объявил, – по итогам антидопингового тестирования на первом этапе Кубка мира (Эстерсунд, 2 – 7 декабря) получены положительные пробы “А” трех спортсменов из одной страны. До анализа проб “В” международными правилами запрещено называть имена спортсменов. Но Союз биатлонистов России признал, что все трое – лидеры нашей сборной. Министр спорта Виталий Мутко подтвердил принадлежность биатлонистов к российской сборной, имен также не назвал, ограничившись ответами, что это “не Слепцова” и “не Круглов”.
Касаемо препарата, применение которого инкриминируется российским биатлонистам, речь шла об эритропоетине, за применение которого были дисквалифицированы на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити российские звезды лыжного спорта Лариса Лазутина и Ольга Данилова. Впоследствии стало известно, что нынешний препарат – шаг вперед по сравнению с ЭПО. Он называется CERA и представляет собой “эритропоетин третьего поколения”. Известен и его производитель – швейцарская компания “Хофман ля Рош”. Препарат входит в допинг-список Международного антидопингового агентства.
Что теперь? Российская команда находится на пути в Пьончанг в полном составе. По правилам, либо спортсмены сами признаются в применении допинга, либо будет открыта проба “В” и результаты огласят вместе с фамилиями. Предполагать можно что угодно, и Виталий Мутко пообещал, что “это будет шок”. Да что там – шок уже есть. Внимательные поклонники биатлона уже углядели важную деталь: на сайте Светланы Слепцовой появилась фраза о том, что ее в этом “списке” нет. Но скоро эта запись с сайта пропала. Намек ясен, хотя и предельно некорректен.
Чем ни закончатся эти допинг-страсти, следует ожидать всплеск “синдрома Солт-Лейк Сити”. Начнут кричать о новом “антироссийском заговоре”, воспоминать о том, как “Россию поставили на колени” на Олимпиале-2000, как “обескровили” российскую сборную по легкой атлетике перед Играми в Пекине… Патриоты отыщутся.
Но что делать, чтобы такие истории не повторялись каждый год? Четыре последние Олимпиады не обошлись для России без допинг-скандалов. Что касается биатлона – после Игр в Турине Ольга Медведцева отбывала наказание за применение допинга. В прошлом году в применении запрещенных препаратов уличили еще одну россиянку, Татьяну Моисееву, хотя в ее случае наказания не последовало, так как использованный препарат применялся в ходе лечения глазного заболевания, что допускается правилами.
Сейчас под удар поставлена вся российская команда – как раз перед чемпионатом мира. И это еще не все – если допинг-пробы “В” окажутся положительными, изменится таблица розыгрыша Кубка мира, так как все результаты дисквалифицированных спортсменов аннулируют. У женщин в общем зачете лидирует Екатерина Юрьева; Светлана Слепцова и Альбина Ахатова – на пятом и шестом местах. У мужчин лучший из россиян, Максим Чудов, на пятом месте, Иван Черезов – на девятом.
Хочется верить, что повторный анализ даст возможность не наказывать лидеров российской сборной. Был случай с легкоатлеткой Ольгой Егоровой, полностью оправданной и принявшей извинения от всех официальных спортивных инстанций. На Олимпиаде в Атланте в 1996 г. был случай, когда трех российских спортсменов уличили в применении бромантана, но его не было в списке запрещенных препаратов. Прецеденты в пользу России имеются. Но объявление на официальном сайте Союза биатлонистов не внушает оптимизма: “СБР поддерживает деятельность Всемирного антидопингового агентства (WADA), антидопинговые правила Международного союза биатлонистов и подчеркивает, что борьба с применением запрещенных препаратов и методов – одно из приоритетных направлений деятельности союза”.