iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Бойня номер два

Один из участников акции протеста у стен Генеральной прокуратуры РМ против вмешательства правоохранительных органов в разрешенную законном деятельность общественных организаций, председатель Хельсинского комитета РМ Штефан Урыту считает, что  подготовленное нападение на пикетчиков и последующая затем драка преследовали цель не только напугать гражданское общество страны и тем самым предостеречь недовольных от каких-либо публичных выступлений, но и спровоцировать начало межнациональных столкновений . Как он заявил агентству НИКА-пресс, кроме отравляющего вещества из баллончиков (а специалистами  этот факт уже установлен) и тренированных кулаков, на протестующих обрушился поток слов, которые в определенных условиях действуют наиболее эффективно для расширения конфликта. «Нас называли румынами и били, куда придется, – сказал Урыту, – а явно показное и, очевидно, тоже спланированное равнодушие людей в погонах, наблюдавших за происходящим, усиливало эффект».

Есть, однако, признаки, считает собеседник агентства, что ни запугать активную часть населения Молдовы, отстаивающую свои права, ни тем более как двадцать лет назад втянуть людей в болото ксенофобии и национализма не удастся. Урыту сказал, что после показанных по телевидению подробных кадров в Хельсинский  комитет звонили люди и выражали на разных языках и говорах поддержку пикетчиков, а это признак того, что они перестали бояться и, зная в лицо настоящих провокаторов всех молдавских бед, точно понимают свою роль в современной Молдове.  Он напомнил, что осенью прошлого года также были отмечены попытки спровоцировать конфликт на межнациональной почве: проевропейский митинг либералов был разогнан неизвестными до сих пор молодчиками, которые кидались на участников с криками «Бельцы – русский город» и рвали  флаги Евросоюза. Тем не менее, убежден Урыту, провокация не получила продолжения, поскольку в обществе присутствует понимание опасности от подобных столкновений, как и понимание истинный целей тех, кто выходит на улицу с националистическими лозунгами.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Пострадавшие во время пикета у стен Генпрокуратуры уже обратились в правоохранительные органы Молдовы  и намерены искать правду во всех инстанция – вплоть до международных. Думается, правды сейчас они не найдут. Хотя среди них есть мнение, что после парламентских выборов, а точнее сказать, после того, как коммунисты лишатся власти в стране или вынужденно ею поделятся с иными политическими партиями, добиться беспристрастного расследования (обоих случаев) и праведного суда будет гораздо легче. Наивное, быть может, мнение имеет объяснение и точно отражает настроения оппозиционных политических и общественных формирований страны: Партия коммунистов,  ее отдельные лидеры и функционеры, представленные в законодательных и управленческих органах страны должны будут предстать перед судом. Для некоторых партий, вступивших в активную часть избирательной кампании, это даже не настроения, а лозунг, с которым они начали борьбу за депутатские мандаты.

Основания подозревать правящую партию в организации уличных мордобоев и ее оппонентов есть. Впрочем, и в ПКРМ легко смогут отбиться от претензий: бои на площадях спровоцировали антикоммунистические организации с целью показать «звериный оскал коммунистического режима». В общем, у судов может быть много непростой работы. А пока рассудим сами.

Пострадавшие пикетчики обращают внимание, что били их и поливали аэрозольной гадостью под равнодушными взглядами служащих Генпрокуратуры и МВД, значит, руководство указанных ведомств, как минимум, обязано объяснить свои мало понятные пока действия, иначе останется в числе главных подозреваемых в организации провокации. Допустим.  И здесь же хорошо бы вспомнить… Когда в очередной раз молдавская оппозиция организовала в Кишиневе длительные уличные акции, перегородив пути городскому транспорту, в парламенте особо неистовствали депутаты-коммунисты – «доколе!». Куда смотрят правоохранительные органы, за что горожане-налогоплательщики, страдающие от неудобств, отчисляют свои скудные средства на содержание полиции, – возмущалась, к примеру, депутатка Бургула, и, сжимая добела свои райкомовские кулачки, требовала: «А подать на центральную парламентскую трибуну для ответа министра Папука».    

Пришел генерал Папук и сказал, что если будет на разгон демонстрантов письменная санкция парламента, то будут и требуемые от МВД действия. Иными словами, ни Генпрокуратура, ни МВД в условиях современной Молдовы не осмелилась бы (тем более сейчас, накануне парламентских выборов) без указания свыше на действия, способные остро повлиять на состояние сил внутри оппозиционной политической площадки. Очень даже может быть, что нападавшие на пикетчиков в Бельцах и Кишиневе  никакого отношения к силовым ведомствам не имеют .Чьи же они? Поиски ответов на невинный с виду вопрос окажутся еще опаснее для власти. Путанные и затянувшиеся, они дадут основания более внимательно прислушаться к заявлениям «либеральных демократов» Филата, утверждающих, что в силовых структурах страны созданы специальные подразделения по борьбе с оппозицией. Словом, без тщательных расследований и судебных разбирательств на это раз не обойтись.