С 2001 года вооружённые силы Великобритании под флагом “войны с террором”, развёрнутым США и с готовностью принятым официальным Лондоном, активно участвуют в операциях на территории Ирака и Афганистана. В настоящее время военные кампании на Ближнем и Среднем Востоке превратились в тяжёлое бремя, так или иначе ощущаемое всеми гражданами Соединённого Королевства. Не удивительно, ведь цена участия страны в наведении порядка за пределами своего государства крайне высока. По официальным данным в настоящее время только в Афганистане погибло 100 британских военнослужащих.
Резонно предположить, что, в условиях сомнительных результатов и в абсолютном соответствии с основополагающими принципами функционирования демократического государства (ведь официальный Лондон полагает себя именно таким) и его вооружённых сил, политический истеблишмент, и в первую очередь, министерство обороны на пару с высшим командным составом, делят со своими подчинёнными, “все тяготы и лишения”. В это хотели бы верить жители Королевства, но жизненные реалии убеждают их в обратном.
Как пишет газета “Гардиан”, с ссылкой на расследование, проведённое собственными силами, а также с участием членов палаты общин британского парламента: “Огромный счёт, представленный высшим командным составом Соединённого Королевства, выдвинул министерство обороны страны в лидеры перечня официальных учреждений по части различного рода банкетов и фуршетов, в том числе с потреблением алкогольных напитков”. За два последних года военное ведомство израсходовало на эти цели почти 10 млн. фунтов стерлингов (5,2 млн. и 4,37 млн.), что значительно превзошло данные по другим министерствам. Ближайшими конкурентами МО в этом отношении являются министерства предпринимательства и управленческих реформ (всего 1,2 млн. за 2007 год), а также здравоохранения (соответственно, 1,19 млн. фунтов). Наиболее экономными оказались Скотланд-Ярд (полиция) (всего 23,411 тыс.) и аппарат руководителя палаты общин парламента (5,823 тыс.). Остальные министерства в составе правительства Великобритании сохранили соответствующие сведения в тайне. Тем не менее, по имеющимся оценкам, их расходы составляют 100-200 тыс. фунтов в год. Министерство иностранных дел заявило, что потратило на приёмы в одной из своих официальных резиденций в Ланкастер-Хаус 592,592 тыс.
Большинство правительственных учреждений отказываются сообщать цифры персональных расходов по смете развлечений. Однако, ввиду серии запросов со стороны парламентариев, в том числе, членов комитета по делам обороны палаты общин, военным ведомством были оглашены детали в части касательной коллегии армии (сухопутных войск). Некоторые персональные расходы вызвали в обществе широкий резонанс. Так, из полученной информации следует, что начальник генерального штаба (армейский главнокомандующий) генерал Ричард Дэннеттт и его предшественник на данной должности генерал Майк Джексон израсходовали на цели развлечения 22,378 тыс. и 21,214 тыс. фунтов в течение двух лет.
После серии публикаций министерство обороны взяло под защиту объёмы своих расходов. Пресс-представитель военного ведомства, в частности, заявила, что “встречи, организуемые старшими военными начальниками, являются важнейшей и неотъемлемой частью оборонной и внешней политики, и данные мероприятия помогают обеспечивать скоординированный подход к проблемам международной безопасности”. В тоже время ряд известных и уважаемых изданий страны высказали другое мнение по данной проблеме. Высокопоставленные генералы развлекают друг друга с размахом, требующим пристального внимания, поскольку кажется, что они получили возможность жить, как вельможи. Столь жёсткая постановка вопроса имеет право на жизнь, что подтверждается печальными фактами, опять же, приводимыми прессой. Согласно опубликованным результатам исследования газеты “Индепендент он санди”, гибели, по крайней мере, 88 солдат и офицеров ВС Великобритании в Ираке и Афганистане можно было бы избежать, если бы официальные власти проявили реальную заботу о военнослужащих. Ведь причиной безвозвратных потерь, наряду с ошибками в командовании на поле боя и огнём по собственным войскам, наиболее часто становились неисправность или нехватка военной техники и снаряжения. Данное исследование вызвало в обществе критику министерства обороны, которое, по мнению граждан, халатно относится к выполнению своих обязанностей. Следователи, проводящие расследования по фактам смерти военнослужащих, подвергли жёсткой критике нежелание министерства обороны представить информацию по поднятой в публикации проблеме. Министерство обороны Великобритании, конечно же, оспорило приведённые газетой сведения.
И ещё одно замечание к имеющей место картине. По информации являющегося аналитическим подразделением министерства обороны США Центра данных о личном составе, стоимость оружия и экипировки современного американского пехотинца составляет 17,442 тыс. долларов, то есть, около
8,498 фунтов стерлингов. Нетрудно подсчитать, что почти на 10 млн. фунтов, “проеденные” МО Соединённого Королевства, можно было бы приобрести 1126 таких комплектов. Впрочем, как и 2,3 млрд. фунтов, запланированных на люкс-обновление здания министерства обороны, хватило бы на выплату денежного содержания в течение 20 лет 1,8 тыс. британских солдат или приобретение 24 вертолётов типа “Чинук” (в Афганистане в настоящее время транспортные задачи в поддержку находящегося там контингента выполняют всего восемь машин, то есть в три раза меньше). Все эти факты дают общественности почву для размышлений, действительно ли руководство министерства обороны заботится о личном составе или же больше о своем желудке и благосостоянии.
Максим Михайлов