iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Программа разминирования в республике Уганда

Общая справка.

Республика Уганда находится в Dосточной Африке. На востоке граничит с Кенией, на севере с Суданом, на западе с демократической республикой   Конго и на юге с Руандой и Танзанией. Занимает площадь 241 083  кв.км, из которых 43 942 занимают  озера.

Население 24 800 000.

Официальным языком является английский, но главным образом используются языки суахили и луганда.

Этнические группы:  в основном африканские –   буганда, буноро и баторо; небольшое число бушменов, нило хамитов, и суданцев.

Религия:  около 90% христиан, из которых 46% католиков и 44% протестантов. Мусульман около 5%.

Климат: преобладает теплая погода в течение всего года. Дождливый сезон с марта по май и с сентября по ноябрь.

Историческая  справка.

Уганда обрела независимость от Британской империи  в 1962 г. Период от конца 60-ых до середины 80-ых годов отмечен многочисленными конфликтами, особенно во время правления Иди Амина (1971-78) и Милтона Оботеза (1980-85). Обоих  отстранила от власти армия в 1985 году.   Первый сформировал военное правительство, которое в скором времени погрязло в трудностях, и в данных условиях развилось движение  Ёвери Мусевени и его Национальная Армия Сопротивления. После неудачных переговоров правительство было   разогнано  Мусевени, который стал президентом Уганды в январе 1986.

В 1987 году остатки  армии Обосета сформировали мятежное движение  Lords Resistance Army (LRA), которая   получила  поддержку суданского правительства. Они  вели боевые действия против  правительства Уганды на севере страны в провинциях Гулу и Китгум. Другая группа под названием West Nile Bank также поддерживаемая Суданом и  Конго,   воевала против  правительства Уганды в западной области реки Нил.

С 1997 года третья группа мятежников, Allied Democratic Forces (ADF), поддерживаемая предыдущим правительством Мобутуа и с 1998 года тогдашним правительством Каби в Конго и Суданом, сталкивалась с правительством Уганды в западной части страны на горе Руензори.

Система минирования.

Начиная с 1990 года мятежники пользовались противопехотным минами.

Уганда изготавливала противопехотные мины до 1995 года. Мины изготовлялись в State-run National Enterprise Corporation (NEC) и Nakasongori.  Фабрика строилась  с 1987 по 1992 г. в сотрудничестве с китайским предприятием China Wabao Engineering Corporation. Изготовлялось два типа противопехотных мин – деревянные типа ПМД-6 и пластиковые мины.

Существует информация о том, что Уганда импортировала противопехотные мины основном из России и Кореи. Также известно, что она хранила 50 000 различных мин, но они были уничтожены в 2003 году в соответствии с Соглашением о запрещении применения, производства и накопления запасов противопехотных мин.

Веремеев Ю.Г. Информация о том, что Уганда импортировала мины в основном из России и Северной Кореи является более чем спорной, хотя Россия и  занимает второе место в   мире по экспорту вооружений. Во первых, автор чуть ниже сама же опровергает это утверждение. Во вторых, советское (именно советское, а не российское) происхождение мин еще не дает основание утверждать, что они поставлялись из России. В девяностые годы ими активно торговали страны бывшего Варшавского Договора (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Германия, Болгария) избавляясь от советских образцов вооружения в связи с предстоящим вступлением в NATO, а также страны, обретшие незвависимость после распада СССР (Эстония, Литва, Латвия, Молдавия,Украина, Азербайджан, Грузия, Армения, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия).

Северная Корея не обладает достаточными ресурсами для производства противопехотных мин даже для нужд собственной армии.

Образцы мин, встречающиеся в Уганде:PMN (ПМН), POMZ-2 (ПОМЗ-2),T-72,SRB6721 (СРБ6721),M-35 (М-35),NR423 (НР423),OZM -3 и 4 (ОЗМ-3 и 4),PMD7 (ПМД-7),PMN-2 (ПМН-2),Type 72 (Тип 72),POMZ (ПОМЗ),PROM-1 (ПРОМ-1),MON 100/200 (МОН 100/200)

Мины были импортированы из Бельгии, Соединенных Штатов Америки и бывшей Югославии.

Минная угроза.

В результате военных конфликтов в прошедшие четыре  десятилетияя, насыщенность территории страны минами и невзорвавшимися боеприпасами является огромной проблемой для Уганды.

Главным образом, минные поля находятся на севере, но это не типичные минные поля, а случайные очаги и группы  мин. Загрязнение  взрывоопасными предметами (ВОП) является главной проблемой в западной области и в меньшей степени в центре страны.

Мины и другие ВОП были главным препятствием для возвращения перемещенных лиц (беженцев), которых приблизительно насчитывается 1,4 миллиона.

Почти 11 областей загрязнены минами и другими ВОП: Аджумани, Амуриа, Бундибугио, Гулу, Каберамидо, Касесе, Катакви, Китгум, Лира, Падер и Сороти.

К очень загрязненным районам относятся пограничные районы Уганды с Конго и Суданом, а также районы, известные как Луверский треугольник, расположенный к северу от Кампала.

Методы разминирования в некоторых частях Уганды значительно отличаются. Минная проблема до самой полной степени существует, прежде всего, на севере, потому что ЛРА устанавливали минные поля по всем областям. Раньше ООН не верила, что возможно методическое разминирование. Таким образом затрудняется   возвращение перемещенных людей  в свои дома.

В мае 2006 года местные руководители подняли вопрос о том, что правительство предпринимает для  разминирования. В ответ на эти запросы, правительство сформировало команду специалистов для уничтожения минных полей в зонах военных действий на севере страны.

Противоминный Центр.

С начала 2006 года Уганда создала свой собственный национальный центр по разминированию под названием Национальный руководящий комитет.

Эта организация  несёт ответственность за все работы связанные с гуманитарным разминированием, являясь разработчиком   национальной стратегии развития в соответствии с Оттавской Конвенцией, а также утверждает годовые планы, отчётность о ходе организует работы офиса, связь с партнёрами по развитию, ООН и другими организациями.

Политика разминирования была принята в начале 2006 года, но для  подтверждения ее   кабинетом министров надо было ждать до президентских выборов в мае 2006. Эта политика была сфокусирована, прежде всего, на институтах, которые имеют дело с разминированием, а также и на других участников разминирования.

Ожидалось, что политика будет официально принята до конца этого года. Закон о разминировании Уганды  находился в процессе создания  в течение 2006 года. При работе в Йинийи в феврале 2006 года Министерство юстиции и чиновники по разминированию начали с принятия законов, которые будут продвигать и регулировать национальную программу по разминированию. Закон   подвергался  исследованию национальными чиновниками управления. В мае закон был готов к   рассмотрению  Правительственному учреждению Уганды.

Международный Стандарт по разминированию принят в 2006 году. Ожидалось, что Национальный стандарт по разминированию, основанием которого являлся   опыт саперов, будет принят до сентября 2006 года.

В то же время использовался СОП, который был заимствован  из Международного центра подготовки (International Mine Action Training Center) в Найроби, Кения.

В апреле 2006 года Национальный центр по разминированию Уганды был официально открыт в Кампале под юрисдикцией национальных чиновников. Центр начал работу с мая, но офис не был официально открыт, потому что ожидал   закупки компьютеров и другого оборудования.

До мая 2006 года, Уганда провела курсы подготовки для управления информацией в противоминной деятельности. Тоже было отмечено, что Региональный центр по разминированию будет создан в 2006 году. В то же время 59 человек были включены в Противоминный центр Уганды с мая 2006 года. Он включает 20 инженеров вооруженных сил, разделённых на две универсальные команды, чтобы работать в области, и 39 полицейских разделённых на четыре команды, но оборудования не хватало.

Стратегия планирования.

Центр по разминированию  разработал   стратегический план, который поставил цель освободить Уганду от мин до 2009 года. В поддержку этого плана Уганда выбрала 8 стратегических целей, которые предполагает выполнить к марту 2009.

Первые пять относятся к разминированию:

1. Сокращение и очистка минных полей в Гуле, Китгум, Лиры и Падер к декабрю 2007 года, наряду с региональным и национальным восстановлением, и развитие плана по возвращению беженцев.

2. Очистка опасных районов в регионе Касесе, в том числе пострадавших районах Руензори Национального парка в 2006 году.

3. Сокращение и очистка минных полей в Сороти и Каберамидо с региональным и национальным восстановлением и возвращение беженцев.

4. Устранение социально-экономического влияния минных полей и  ВОП на муниципалитеты к 2009 году.

5. Уменьшение минных инцидентов. Внимание сосредоточено на потребности разминирования как поддержки возвращающимся беженцам во многих загрязненных областях. В мае 2006 Уганда подтвердила, что детализирует пункт  5 плана действий из Найроби:

1. Четыре дополнительные команды для поиска и обезвреживания минных полей.

2. Три команды для очистки с собаками.

3. Организация ещё четырёх команд для поиска до конца 2007 года.

4. Полнообъемная работа Центра до середины 2006 года.

РАЗМИНИРОВАНИЕ

В Уганде разминирование находится под руководством квалифицированных инженеров из милиции. Всего 59 инженеров было отправлено  в Найроби для подготовки кадров в 2005-06 годах. Подготовка была финансирована Департаментом Великобритании. Будущие саперы готовились к работе с миноискателями, использованию личного защитного оборудования, ГПС, оказанию первой медицинской помощи. Неизвестно сколько было инцидентов во время разминирования в 2005 и первой половине 2006 годах.

Идентификация зоны минирования, поиск и оценка

В мае 2005 года команда  оценки из  Anti-mine Network Rwenzori  идентифицировала 57 опасных зон в Касесе. Требовалось 330 тыс. долларов для общей оценки минированных зон к 2006 году. В то же время основной задачей является идентификация минных полей и картография опасных и подозреваемых районов, анализ влияния минной угрозы на социально-экономический статус, а так же список жертв мин в пяти загрязнённых ВОП районах в северной части Уганды.

С мая 2005 года две команды саперов подготовили полную поисковую и очистную  операцию в Каберамидо, Амуриа и Катакщи районах. Цель состояла в том, чтобы продолжать работать в районах Лиры и Сороти. Тоже была запланирована очистка в районах Падер, Китгум и Гулу.

Ограждение

Опасные районы в Уганде не были ограждены. Только со временем, когда началась программа противоминной деятельности, стали планировать систематическое обозначение минных полей и опасных зон.

Очистка

Не было никакой организованной очистки минных полей в 2005 году или раньше. Так же не имеется никаких сведений от независимых лиц об имеющихся    так называемых “village demining” (очищенных деревень).

ОБУЧЕНИЕ РИСКАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МИННОЙ ОПАСНОСТИ

Этим занимаются  некоторые организации, допущенные к  обучению рискам жизнедеятельности в условиях опасности: International Service Voluteers Association, Canadian Physicians for Aid and Relief, Anti-mine Network-Rwenzori, а с января 2006 года и World Vision. Эти организации тесно сотрудничали с правительством, местными лидерами и силами ПМД Уганды.

В 2005 году Управление по разминированию в канцелярии министра правительства начало работу с  ежемесячных отчетаов. До мая 2006 года Международный стандарт по разминированию для обучения рискам жизнедеятельности принят в Уганде не был, ввиду того, что и национальный стандарт тоже не был разработан. Но всё-таки обучение рискам осуществляется в соответствии с Международным стандартом.

Обучение рискам направлено на беженцев, которые живут в лагерях на севере страны. В такие акции были включены неправительственные организации ещё с 2000 года. В программу включены волонтеры. Эти иностранные   организации работают на принципе, что сперва обучат индивидуально или малые группы в составе местных жителей, которые потом будут обучать остальных жителей на их собственном языке.

Планируется и введение обучения в школе. В западной Уганде Anti-Mine Network- Rwenzori работает по обучению рискам, но их действия в значительной степени зависят от денег. Поэтому обучение  в Касесе ограничено.

Существуют три области, в которых продолжалась работа по обучению рискам: лагерь ИДП на севере Уганды, области на севере-востоке Уганды и области на западе страны.

Западная Уганда, особенно в области Касесе, известна как очень загрязненная минами и НВВ и, согласно сообщениям, там больше минных инцидентов, чем в северной части страны.

В основном, все действия Уганды, что касаются обучения рискам, можно привести в три уровня:

-обучение преподавателей с целью увеличения числа добровольцев;

-курсы сосредоточеные на том, чтобы развивать понимание об опасностях минных полей, которые направлены к учителям, религиозным лидерами, неправительственным организациям и другим лидерам общества;

-обучение для развития понимания об опасности от минных полей с использованием спектаклей, обсуждения в  группах и т.п.

Таким образом можно свободно сказать, что обучение рискам в Уганде хорошо организовано, с целым рядом различных мероприятий, направленных на изучение и развитие осведомленности о минной опасности, а также о том, что была успешно создана связь между коммуникациями и взаимодействием между иностранными и национальными организациями и местными чиновниками.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

В 2005 году пять стран участвовали в финансировании гуманитарного разминирования Уганды. В итоге было выделено 1 763 449 долларов. В отличие от этого, в 2004 году дотация была 228 539 долларов. Странами-донорами были: Канада, Германия, Норвегия, Великобритания и Соединение Штаты Америки.

Европейская комиссия планировала пожертвовать 1 000 000 евро на обучение и оказание помощи пострадавшим в 2005 году, но проект не был принят, деньги не были собраны. В конце 2005 и 2006 годов Великобритания выделила 250 000 долларов на оборудование, заработную плату и экспертов и 195 000 долларов для нужды пострадавших, а также 35 000 долларов для мониторинга и оценки качества.

ЖЕРТВЫ МИН И ВОП

Национальная база данных не имеет никакjq информацbb о жертвах в 2005 году. Но согласно данным некоторых неправительственных организации было 40 жертв – 11 убитых и 29 раненных. Точное число всех жертв минной опасности  в Уганде неизвестно, но согласно данным, поставляемым Правительством, на севере страны было 900 жертв, а к западу 200.

ПОМОЩЬ ЖЕРТВАМ

На пресс-конференции в Найроби в ноябре-декабре 2004 года Уганда была охарактеризована как страна с существенным числом пострадавших от мин, и как страна с большой ответственностью, но также и с большими потребностями и ожиданиями помощи, в связи с жертвами.

Потребности включают в себя создание надлежащих услуг по оказанию помощи, реабилитации и реинтеграции пострадавших. Программы, осуществленные  правительством Уганды за период с 2005 до 2009 года, включают: создание национальной системы, направленной на охрану здоровья и экономическую помощь для людей, пострадавших от минных инцидентов до 2007 года, увлечение участия общества в обязанностях, связанных с проблемой разминирования минных полей до 2006 года; развитие системы для того, чтобы обеспечивать здравоохранение к 2009 и расширять это на все области с проблемой минной угрозы; психологическую помощь; строительство 10 центров для обучения детей уровню средней школы; создание инфраструктуры и расширение трудоустройства в 2007 году; обеспечение профессиональной практики для 60 пострадавших до 2009 года и принятие закона, который защищает права лиц пострадавших на минном поле.

Все эти планы обещают много, но ситуация на деле  весьма отлична от планов. Очень много пострадавших людей от мин или других ВОП. Сегодня это люди, которым нужна помощь всего общества, в разных видах помощи, но, прежде всего, в медицинской. В Уганде находится 254 больницы, большинство из них частные, и в них надо платить, но у большинства населения нет на это денег. Вторая проблема – большое расстояние от поликлиник до деревень.

УГАНДА – ЧЛЕН ОТТАВСКОЙ КОНВЕНЦИИ

Уганда подписала Lоговор о запрещении производства, использования и транспортировки противопехотных мин (Договор о запрещении мин) 3 декабря 1997 года, ратифицировала его 25 февраля 1999 года. Закон вступил в силу 1 августа 1999 года. В июне 2003 года Уганда закончила процесс уничтожения около 6383 противопехотных мин. Для обучения и подготовки саперов сохранено 1 764 мин типа Тип 72 и ТМ-200. Также уничтожены мины, которые были обнаружены в ходе операций по разминированию, некоторые из них в местах поиска, а некоторые на военном объекте по уничтожению в Гулу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед Угандой стоит большая и серьёзная проблема, которая должна быть решена в будущем. Фактически, эта страна сталкивается с последствиями давней гражданской войны: минная угроза, жертвы мин, беженцы, которые не могут возвратиться в свои дома. Здесь  стоит   вопрос, как переместиться в реализацию решения этой проблемы в условиях, где есть недостаток денег и оборудования, неизвестно точное число или расположение  минных полей, сложные естественные географические особенности (болота, густые леса) страны, с другой стороны, низкий уровень грамотности населения, которое препятствует проведению мер по избавлению от минной угрозы, общая бедность…

Сталкиваясь с этими и рядом других проблем Уганда, по всей вероятности, определяет создание и развитие деятельности, связанной с разминированием. Процесс начался с принятия Оттавской Конвенции в 1999 году. Является похвальным энтузиазм и энергия, направленные на противоминную деятельность всех слоев общества, начиная от членов правительства, местных чиновников, художников, государственных средств массовой информации и беженцев в лагерях. Следует отметить и роль международного общества и зарубежных стран, в финансовой и кадровой поддержке. Остается спорным выполнение параграфа 5 Отавской Конвенции, хотя бы что касается крайних сроков, потому что число саперов и оборудование, которым располагает Уганда, совсем недостаточны и иллюзорно надеяться, что страна будет свободна от мин к 2009 году.

 

Ваня Йокич

Об авторе:Родилась в 1970 году в Хорватии.Закончила философский
факультет университета в Загребе. Специализация -история и русский язык.Закончила факультет пиротехники в  Академии в Великой Горице. Закончила курсы разминирования Полицейской Академии МВД Хорватии.Инженер-пиротехник.С 2002 года работает в программе разминирования Хорватии. Работала
переводчиком с английского и суахили при контингенте миротворческих
войск ООН-UNCRO в Хорватии и специалистом по уничтожению боеприпасов в
организации Norwegian People’s Aid (Норвежская Народная Помощь).

Редактор Иван Кочин