– Владимир Юрьевич, Вы стояли у самых истоков образования органов госбезопасности Приднестровской Молдавской Республики. Каким было то время, май 1992 года? Какими были те первые дни приднестровской спецслужбы?
– Май 1992 года… Тревожное, напряженное время. Уже не было сомнений в том, что Молдова готовится к широкомасштабной агрессии против молодой Приднестровской Молдавской Республики. На различных участках соприкосновения Приднестровья с Молдовой имели место боестолкновения. Уже были первые погибшие приднестровцы, которые встали на защиту своей республики. На территории Приднестровья и Гагаузии действовали диверсионные группы, которые организовывало и возглавляло министерство национальной безопасности Молдовы. Они совершали диверсии в отношении жизнеобеспечивающих объектов Приднестровья, физически ликвидировали активистов нашей республики. Так, членами диверсионно-террористической группы «Бужор» были зверски убит Николай Остапенко, а затем Александр Гусар. Молдова поставила перед собой задачу – активными действиями террористических групп парализовать волю приднестровцев, посеять панику и дезорганизовать деятельность только формирующихся вооруженных сил нашей республики. Создание органов госбезопасности – это было решение Президента нашей республики И.Н. Смирнова. Это был ответ на тот террор, который на государственном уровне развязала Молдова в отношении Приднестровья. В те майские дни сотрудников госбезопасности было меньше десяти. Мы свои усилия сосредоточили прежде всего на раскрытии преступлений, имеется в виду убийство Остапенко и Гусара, на сборе развед-информации в отношении вооруженных сил Молдовы, задействованных на приднестровском направлении. Да, это было тревожное время.
– Что представляет собой Ваше ведомство сегодня? И несколько слов о задачах, которые выполняет сегодня МГБ ПМР.
– Министерство государственной безопасности в настоящее время — это современная спецслужба, готовая и способная выполнить все задачи, которые ставит перед нами Президент, которые продиктованы теми условиями, в которых мы находимся. В состав ведомства входят пограничный отряд, резервный пограничный казачий полк, батальон спецназа и оперативный состав. Безусловно, подразделения разведки, контрразведки и обеспечивающие подразделения. О задачах. Основные наши задачи — это обеспечение мира на нашей земле, сохранение территориальной целостности республики, создание условий, при которых будет обеспечено спокойствие в обществе, организация мероприятий содействия для выполнения важнейших внутри- и внешнеполитических задач, которые стоят перед руководством республики.
– Насколько МГБ 2007 года отличается от органов госбезопасности 1992 года?
– Конечно же, отличается. У нас созданы все необходимые подразделения для выполнения вышеуказанных задач. И у нас выросло молодое поколение сотрудников, новая смена молодых руководителей, способных реализовать эти задачи. В чем нет отличия?.. Так это в том, что всем сотрудникам и военнослужащим присущи высокий боевой дух и осознание необходимости своей деятельности. Эти же качества отличали первый набор сотрудников 1992 года.
– Как Вы относитесь к идее Верховного Совета ПМР о трансформации МГБ в государственную службу безопасности?
– В отношении инициатив Верховного Совета о трансформации, как Вы говорите, МГБ в службу безопасности… Это не совсем верная постановка вопроса, потому что после консультации с разработчиками мы пришли к выводу, что они, так же как и мы, преследуют одну цель – повышение эффективности деятельности органов госбезопасности, защищенности наших сотрудников, физической и юридической, более внятной регламентации их деятельности. И в данном случае речь идет не о трансформации МГБ, а, как мы понимаем, готовится к принятию закон о самой службе государственной безопасности.
– Осуществляется ли какое-либо взаимодействие между МГБ ПМР и СИБ Молдовы? Если нет, то как, по Вашему мнению, это для молдо-приднестровских отношений — положительный или отрицательный момент?
– В настоящее время практически не осуществляется. Хотя у нас есть положительный опыт прошлых лет. После окончания боевых действий в 1992 году и в последующие годы, несмотря на попытки спецслужб Молдовы разрушить нашу государственность, тем не менее было взаимопонимание с прежним руководством МНБ Молдовы (еще не СИБа) в том, что любые политические действия не должны закончиться очередным кровопролитием. И надо сказать, что прежнее руководство спецслужб Молдовы неукоснительно придерживалось имевшихся договоренностей. Это было большое достижение. Обстановка осложнялась тем, что бывшие участники боевых действий с обеих сторон были настроены достаточно радикально, имели на руках большое количество оружия и боеприпасов. Но совместные действия и воля руководства МГБ ПМР и МНБ РМ по нейтрализации возможных попыток совершить акты возмездия, способные привести к развязыванию военных действий, были эффективны.
Однако в настоящее время руководство СИБ Молдовы в лице дивизионного генерала Урсу слепо выполняет все указания, идущие от руководителя Молдовы Воронина, настроенного, как известно, агрессивно по отношению к Приднестровью и его народу, что приводит к усилению напряженности в зоне безопасности вследствие перманентных провокаций со стороны РМ по всей линии границы.
Конечно же, предпринимались попытки организовать совместную работу по таким видам преступлений, как незаконный оборот оружия, фальшивомонетничество. Но, несмотря на нашу добрую волю, руководство спецслужб Молдовы не использовало возникающие возможности для взаимодействия и во всех случаях вело себя неадекватно и провокационно.
– Как Вы оцениваете нынешний этап в переговорном процессе между ПМР и РМ?
– Такого этапа нет. Переговоры не ведутся по вине Молдовы. Можно ли оценивать то, что отсутствует…
– Ваша точка зрения на недавнее заявление Президента РФ о моратории на участие России в ДОВСЕ?
– С моей стороны, некорректно давать оценку заявлению Президента РФ. Но что касается моего личного мнения, то, безусловно, это вынужденный и правильный шаг, направленный на то, чтобы отрезвить западных партнеров России в их неуемном желании загнать Россию в рамки её государственных границ, что снижает возможность России помогать своим соотечественникам за рубежом и обеспечить национальную безопасность. Отрезвляющее заявление. Россия была вынуждена это сделать.
– Можете ли Вы сказать, ведутся ли какие-либо переговоры приднестровской стороной с Москвой? Если да, то с кем, по каким вопросам. Прокомментируйте, пожалуйста, «новый план урегулирования», авторство которого так яростно приписывают Кремлю?
– Руководство республики в лице Президента ни на один год, ни на один месяц не прекращало процесс переговоров и консультаций со страной-гарантом Россией. Как мне известно, такие переговоры и консультации ведутся и сегодня, прежде всего по экономическим вопросам, разрешение которых позволило бы создать достойный уровень жизни наших граждан.
Что такое новый план урегулирования, предложенный Молдовой, но никак не Москвой, о чем не устают твердить СМИ Кишинева? Это плохо перекроенный и отвратительно сшитый так называемый «план Ющенко», где присутствуют термины бутафорского характера, которые взяты из «плана Козака». Последнее сделано с целью ввести в заблуждение общественность таких стран, как Молдова, Россия и Приднестровье. Понятно, этот план не будет реализован как неприемлемый, потому что он прежде всего ставит наше население в неравноправное, униженное положение, и что особенно важно, в нем отсутствуют важнейшие механизмы гарантий для Приднестровья. Это очередная провокация Молдовы.
– С Вашего разрешения, несколько вопросов непосредственно о министерстве и его сотрудниках. Каков средний возраст и стаж Ваших подчиненных? Кто он, нынешний приднестровский чекист?
– Средний возраст – в пределах от 30 до 35 лет. Стаж работы – от года до 15 лет. Высшее, средне-техническое и средне-специальное образование — у 68% личного состава. Командный, оперативный состав и сотрудники следствия – только с высшим образованием. Национальный состав сотрудников МГБ – в среднем почти такой же, как и во всей республике. Каков нынешний приднестровский чекист? Это прежде всего состоявшийся человек, физически здоровый, нравственно выдержанный, с достаточным уровнем образования, преданный своему народу, дисциплинированный, а самое главное – свято верящий в необходимость выполнения той задачи, которую он реализует по обеспечению безопасности государства.
– Если не секрет: много ли сотрудников увольняется из-за того, что службе нужно отдавать всего себя, не оставляя места для семьи и отдыха?
– Я не могу вспомнить, чтобы кто-то уволился из-за того, что он был перегружен на службе. Процесс увольнений, естественно, имеет место. Но это происходит по другим причинам. Другое дело, что у нас остаются те, кто понимает, что служба в органах госбезопасности, защита государства и народа являются основной составляющей его жизни. Служба и защита республики – главное для тех, кто служит у нас.
– Следующий вопрос вытекает из предыдущего: достаточно ли высоко, на Ваш взгляд, государство оценивает самоотверженность своих защитников? Обеспечены ли сотрудники вашего ведомства социальными гарантиями и льготами, как это делается в РФ, на Украине и в Беларуси?
– Президент, государство оценивают адекватно результаты нашей деятельности. Здесь можно сказать, что за проведение конкретных мероприятий по защите республики и обеспечению ее безопасности за 15 лет награждено орденами 358 сотрудников, медалями – более тысячи человек, грамотами Президента – 148. Если подразумевается вопрос о денежном содержании, то оно достаточно скромно, ровно такое же, как и в МВД и в МО, но это обусловлено той сложной экономической ситуацией, в которой находится республика. Наши сотрудники и военнослужащие с пониманием относятся к этому. К нам идут те, кто считает, что он должен защищать республику по велению своей души, своего внутреннего состояния. Руководство республики прекрасно понимает наши сложности. А личный состав осознает: как только у государства появится такая возможность, уровень нашей социальной защищенности будет повышен.
– Владимир Юрьевич, Вы на расширенном заседании коллегии министерства государственной безопасности озвучили идею создания общественного совета из числа руководителей общественных организаций и партий, в том числе и оппозиционных. Что стало причиной такой идеи, и будет ли, по-Вашему, она реализована?
– Идея по созданию общественного совета при МГБ будет реализована в самое ближайшее время. Причиной необходимости создания такого совета стало то, что мы – та структура государства, которая создана по воле Президента и народа, и мы никогда не теряли связь прежде всего с народом. И это является причиной нашей стабильной и эффективной деятельности. Но мы хотим вступить в диалог с представителями различных политических направлений и разобраться в том, что нас объединяет, а что может разделять, и какие следует выработать алгоритмы для разрешения этих проблем. Полагаем, что открытый разговор может стать основой для большей стабильности в обществе.
– Что бы Вы пожелали министерству и его сотрудникам в 15-летний юбилей?
– Я желаю всем сотрудникам министерства, военнослужащим наших строевых подразделений и членам их семей прежде всего здоровья, процветания, семейного благополучия. Сотрудники министерства и военнослужащие – это такие же люди, как и все приднестровцы. Я им желаю успехов в службе, стойкости и мира, но этот мир мы должны обеспечить сами, это наша основная задача.
Владимир Юрьевич Антюфеев родился 19 февраля 1951 года в городе Новосибирске. Русский. До 1991 года проходил службу на различных должностях МВД Латвийской ССР, руководил оперативными подразделениями, подполковник милиции. Образование — высшее юридическое.
В 1990 году Указом Президента СССР награжден орденом “За личное мужество” за ликвидацию бандформирований.
Активно участвовал в сопротивлении зарождающемуся национал-фашизму в Латвии, в связи с чем в отношении В. Ю. Антюфеева латвийская прокуратура возбудила уголовное дело. С сентября 1991 года с санкции прокуратуры Латвии находится в международном розыске.
С 1992 года по настоящее время — министр государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики, генерал-лейтенант.
Принимал участие в отражении военной агрессии Республики Молдова против народа Приднестровья в 1992 году. Имеет правительственные награды Приднестровской Молдавской Республики.
В 1999 году закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по кафедре национальной безопасности. В 2003 году защитил в РАГС кандидатскую диссертацию. Кандидат политических наук. Профессор академии военных наук Российской Федерации.
В 2004 году прокуратурой Молдовы в отношении В. Ю. Антюфеева возбуждено по политическим мотивам уголовное дело.
Из материалов газеты “Приднестровье”