Кишинев мог себе позволить скопировать румынскую государственную символику, так почему же Тирасполь не может позволить себе это же на российский манер? Вопрос, конечно, интересный, но как это сделать, если государственная символика в Приднестровье уже утверждена законодательно?
У правящей в приднестровском парламенте партии «Обновление» в ноябре 2007 года было подписано Соглашение о сотрудничестве с госдумовской политической партией «Единая Россия». Вполне допустимо, что в недрах этого сотрудничества и родилась идея о внесении в закон о государственной символике непризнанной ПМР очередных новаций. Причем, снова способных спровоцировать ажиотажный бум. Так, по крайней мере, считают критически настроенные местные политологи. Вот направления их некоторых рассуждений.
Суть новации в том, что, наряду с государственным, предлагается ввести национальный флаг ПМР. Инициаторы уже разработали его эскиз. Дополнительный государственный символ будет представлять собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос – белого, синего и красного цветов. Депутаты у себя на сайте убеждают, что по этому поводу были «многочисленные обращения граждан». Может, и были, кто ж спорит. Просто их никто не видел, про них никто не слышал, в их суть никто не вникал. А вот с мнениями противоположного характера инициаторам наверняка придется познакомиться, прежде всего, в приднестровских СМИ, куда противники этой идеи обратятся обязательно.
В непризнанной ПМР – три государственных языка: русский, украинский и молдавский. В строгом соответствии с тремя основными образующими это непризнанное государство национальностями. Так, спрашивается, почему же национальный флаг ПМР предлагается создать по образу и подобию только государственного флага Российской Федерации? Не нанесет ли это удар по национальной гордости украинской и молдавской диаспор? Или на это и делается расчет? Или в этом кроется серьезный просчет? Ведь одного исторического обоснования о том, что присутствие российского флага на приднестровской земле знаменует собой более чем двухвековую историю Приднестровья, сегодня явно недостаточно.
Авторы идеи могут в качестве дополнительных аргументов напомнить итоги референдума 2006 года о полном следовании российским курсом, о почти 17-летнем расквартировании в регионе российских миротворцев, о ныне внедряемой гармонизации приднестровского законодательства с российским… Да, все это есть, и приднестровцами, наверняка, приветствуется. Но причем здесь национальный флаг? Флаг коренной национальности? К тому же в другой стране являющийся государственным? И есть ли на такое копирование разрешение этого государства? Хочется, чтобы наличествовали в регионе элементы российской госсимволики? Да, пожалуйста! Но, наверное, все это должно называться по-другому.
Наконец, и такая точка зрения. Идея с дублированием российского триколора имеет далеко идущие устремления и базируется на конечной уверенности в том, что Россия все равно признает государственность ПМР и возьмет республику в свое лоно. С этой целью, конечно, нелишне уже сейчас начинать гармонизацию и по линии государственных символов. Но вот формы и методы, первые шаги в этом направлении, представляются не до конца продуманными, более того, ошибочными, способными нанести дополнительный удар по приднестровскому единству.
НИКА-пресс