Никто не забыт и ничто не забыто. Прошел год со дня окончания провального грузинского блицкрига в Южной Осетии, но в народной памяти не забыты падающие на спящий город снаряды, зверства грузинских военных в отношении мирных жителей, геройские подвиги российских солдат и защитников Цхинвала.
Вместе с тем, с сожалением можно констатировать, что ничего не изменилось за этот год в сознании грузинского руководства, как впрочем, не изменилось и само руководство. Слепой курс на НАТО, националистские настроения и желание подчинить силой волю осетинского и абхазского народов по-прежнему занимают умы грузинских политиканов. И хотя теперь, говоря о «сепаратистах», Саакашвили заблеял как агнец Божий, факты говорят об истинных намерениях Тбилиси.
Сегодня, по словам заместителя начальника Генштаба ВС России Анатолия Наговицина, “боевой потенциал грузинских вооруженных сил восстановлен до прежнего уровня, а по отдельным направлениям он даже стал выше”. По его оценке, “вся оперативная подготовка вооруженных сил Грузии строится против “угрозы с севера”. Численность армии доведена до 32-33 тыс. человек. Общий мобилизационный ресурс страны составляет более 300 тыс. резервистов. Несмотря на сложное социально-экономическое положение Грузии, к 2010 г. планируется дальнейшее увеличение численности национальных ВС до 40 тыс. чел.
Одновременно руководство стран НАТО последовательно проводит курс на оказание Грузии масштабной военной помощи, но уже не под предлогом подготовки грузинских вооруженных сил по натовским стандартам. В первую очередь предусматривается восстановление военной инфраструктуры Грузии, разрушенной в ходе пятидневной войны. Наряду с этим осуществляются подготовка национальных кадров для грузинских ВС и поставка Грузии вооружений и военной техники. По некоторым оценкам, странами-членами НАТО предусматривается в ближайшее время передать Тбилиси более 100 бронированных боевых машин, до 30 ЗРК, несколько боевых самолетов и до 10 кораблей. Значительные объемы военной техники планируются к поступлению в Грузию из Украины и Израиля. Сразу после пятидневной войны Киев возобновил активное военно-техническое сотрудничество с Тбилиси. По данным ряда источников, украинское руководство передало грузинской стороне значительную партию ракет для ЗРК «Оса». Прорабатываются вопросы о закупке партии танков Т-72, станций радиотехнической разведки, самолетов Су-17, вертолетов Ми-8 и Ми-24, патрульных катеров, а также крупной партии боеприпасов. Рассматриваются варианты приобретения зенитных ракетных комплексов С-300.
Что касается американо-грузинского военного сотрудничества, то США, главный спонсор военной машины Тбилиси, заняли выжидательную позицию и открестились от поставок оружия, сосредоточившись на подготовке грузинского батальона, который будет служить Афганистане. Но где батальон, там и бригада, которая в нужный момент может быть возвращена на родину для “защиты” национальных интересов. Как это и было с иракской бригадой грузинского спецназа, отдаленность которой от Цхинвала не помешала ей участвовать в прошлогоднем конфликте.
Да американцам и не обязательно оказывать военную помощь напрямую. Военным секонд хэндом Грузию может снабдить любая из стран-сателлитов Вашингтона. И это речь идет о главной сцене, но есть еще и закулисье американской внешней политики. Конкурирующие между собой спецслужбы, ЦРУ и различные политические группы и группки, жаждущие реванша и раскачивающие кавказский регион, как показал опыт, могут действовать и вопреки официальной политики Вашингтона. Взять, к примеру “Ирангейт”, когда в 1986 году, несмотря на запрет Конгресса США, осуществлялось финансирование никарагуанских контрасс.
Наряду с наращиваем сил и бряцаньем новым оружием, грузинские “ястребы” продолжают тактику провокаций. По данным российского генштаба, за минувший год на границах с Абхазией и Южной Осетией было зафиксировано 120 провокаций со стороны Грузии, которые были направлены на дискредитацию военнослужащих России и независимых республик.
Можно до бесконечности спорить о прямолинейности или цикличности развития истории, но тот факт, что висящее на стене ружье когда-нибудь выстрелит, не подлежит сомнению.
Виктор Кононов