Сканеры для осмотра авиапассажиров стали притчей во языцех. Быть или не быть? – ломают себе головы многие. “Бен Гурион” в Израиле – один из самых безопасных аэропортов мира. Однако там обходятся без сканеров.
Аэропорт имени Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве – самый крупный в Израиле. Кроме того, это единственный аэровокзал в стране, обслуживающий международные авиарейсы. Контроль пассажиров перед регистрацией здесь – комплексная и довольно продолжительная процедура. Иногда она может растянуться на целый час.
Сначала путешествующих дотошно расспрашивают сотрудники службы безопасности. “Куда вы летите?”, “С какой целью вы приезжали в Израиль?”, “Кто упаковывал вам чемодан?” и “Просили ли вас взять с собой посылку для третьих лиц?” – таковы типичные вопросы беседы, которая порой занимает четверть часа и больше. Интервьюеры пытаются выяснить, соответствуют ли ответы пассажира истине. Для этого они часто просят предъявить вещественные доказательства: документы, частные письма и другие бумаги.
Так могут “видеть”пассажиров сканеры
Если пассажир ведет себя подозрительно, представитель “секьюрити” совещается с другими коллегами. Собеседование продолжается до тех пор, пока не исчезнут последние сомнения в благонадежности пассажира. Следующий этап – контроль багажа. Помимо просвечивания чемоданов и сумок, примерно каждого второго пассажира просят открыть его кладь. По какому принципу идет отбор, сказать трудно. С помощью специального прибора сотрудники службы безопасности аэропорта ищут взрывчатые вещества. Повышенный интерес контролеров вызывают полужидкие “сувениры” из Израиля, например оливковое масло, мед или варенье. Израильтяне-евреи, пожилые люди и семьи с детьми проходят контроль быстрее, чем остальные пассажиры. Самому тщательному досмотру подвергают арабов и женщин, которые путешествуют в одиночку.
Человеческий фактор
Принцип контроля пассажиров в аэропорту имени Бен-Гуриона понятен: при обеспечении безопасности авиаперевозок человек гораздо сообразительнее любой современной техники. На деле это означает, что во время досмотра принцип равного обращения со всеми пассажирами теряет силу. Этническая принадлежность, возраст, семейное положение – все это играет роль.
Израильский эксперт по вопросам борьбы с терроризмом Ариэль Мерари называет такой подход “этническим профилированием” пассажиров, которое “эффективно и неизбежно” для обеспечения безопасности. По мнению Мерари, молодой мусульманин потенциально более опасен, чем человек, переживший Холокост. Кстати, сканеры для полного визуального осмотра пассажиров в Израиле все же применяют. Но не в аэропортах, а на контрольно-пропускных пунктах на границе с сектором Газа.
Автор: Себастиан Энгельбрехт / Ольга Сосницкая
Редактор: Сергей Гуща