iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Наследие» Советского Союза: и что с ним делать?

Более двух десятилетий назад закончил свое существование Советский Союз, оставив в наследие множество проблем самого различного характера. Их решение  потребовало не только огромных финансовых вложений, но и  неисчислимого количества человеческих жертв. И тема для отдельного разговора – это экологические проблемы, напрямую связанные с риском жизни для человечества. Происходившее в течение многих десятилетий применение разного рода химических веществ самым прискорбным образом сказалось на здоровье человека. И особую тревогу сегодня представляют ядохимикаты и пестициды, оставшиеся «в наследство» от бывшего Союза, которые давно запрещены к производству, и, тем более, использованию в странах Евросоюза.

      А на территории бывшей Молдавской ССР, и, в частности,  в Приднестровье, на складах осталось огромное количество неиспользованных ядохимикатов и пестицидов, числом в сотни тонн, которые запрещены к применению и подлежат уничтожению. Но для этого требуются огромные финансовые средства, которых ни в местных бюджетах, ни в республиканском бюджете нет. Тем более, их нет у сельскохозяйственных предприятий, на территории которых эти яды хранятся.

     И самое страшное, что хранятся они во многих местах практически под открытым небом, так как специально оборудованные склады за все года, прошедшие с распада СССР, давно разрушены. Вместе с ветром он развеиваются и отравляют территорию на сотни километров, вместе с подземными стоками попадают в Днестр, оттуда – в Черное море, что через некоторое время представит большую проблему и для стран Евросоюза. Отравляется атмосфера и воздушным путем.                  

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

     

     Во времена бывшего СССР в сельском хозяйстве Советской Молдавии    пестициды использовались очень активно, и этим, в частности, во многом объяснялись высокие урожаи. Ведь только томатами Молдавия снабжала чуть ли не половину населения Союза. Для этого в каждом колхозе и совхозе были выстроены специальные склады, которые к сегодняшнему дню находятся практически повсеместно в полуразрушенном состоянии. 

    Буквально в последние два года власти Приднестровья открыто заявили о проблеме хранения пестицидов и ядохимикатов в своем регионе. А ранееэтой проблеме стала уделять большое внимание Международная экологическая ассоциация хранителей реки «Эко-Тирас». Как поясняет ситуацию ее руководитель Татьяна Синяева, биолог по профессии, в своем научном исследовании «Стойкие органические загрязнители – проблема всех и каждого в ХХ1 веке»,   особое острую проблему, привлекшую серьезное внимание экологов и медиков, представляют высокоустойчивые хлорорганические соединения, объединенные в группу стойких органических загрязнителей – СОЗ. В отличие от ряда других токсичных химических соединений, СОЗ – это сравнительно малолетучие вещества, они почти не подвергаются разложению, они малорастворимы в воде, но зато очень хорошо растворяются в жирах и имеют способность к накоплению в живых организмах. СОЗы высокотоксичны даже в незначительных количествах, а те продукты, которые получаются в результате распада, часто бывают даже более высокотоксичными, нежели исходное вещество. СОЗ переносятся с потоками воздуха или другими путями, например, в живых организмах, на огромные расстояния и обнаруживаются даже там, где они никогда не производились и не применялись, например, в Арктике и Антарктиде. Количество этих токсичных веществ исчисляется сотнями тысяч, постоянно действуют на организм человека и животных около 60 тысяч. Наиболее опасны из них 12. Это альдрин, хлордан, диоксины и другие, которые у экологов получили название «грязной дюжины». Мировое сообщество сегодня крайне обеспокоено тем, что на территории бывшего Союза, и, в частности, на территории бывшей Советской Молдавии, до сих пор не только не утилизированы используемые тогда в сельском хозяйстве пестициды, но и хранятся они в не должном состоянии. На сегодняшний день в Молдове после реализации международных программ по их утилизации осталось 1949 тонн.

     Всеобщая же опасность СОЗов заключается  в следующем. Они сохраняются в окружающей среде в течение длительного времени, десятки лет до полного своего разложения. При поступлении с продуктами питания, питьевой водой и воздухом накапливаются в тканях всех живых организмов, а при поступлении в организм в количестве, превышающем предельно допустимую концентрацию, проявляют высокую биологическую активность. Вызывая при этом острые и хронические отравления и нарушения функции различных органов и систем. Продукты распада СОЗ сохраняют высокую токсичность, присущую этой группе соединений. Загрязненная почва является источником загрязнения атмосферного воздуха, растений и всего живого, питающегося этими растениями. СОЗы переносятся на большие расстояния, даже в районы, удаленные на тысячи километров от ближайшего источника. Основное количество пестицидов – до 95% – поступает в организм с пищевыми продуктами и водой, и лишь несколько процентов – с вдыхаемым воздухом. Все СОЗы, в том числе и пестициды, хорошо всасываются в желудочно-кишечном тракте, в среднем, на 84%, через кожу – на 15-34%. Попадая в организм, они обезвреживаются очень медленно, обезвреживание половины от их общего поглощения происходит от двух недель до трех месяцев, при этом они постоянно применяют свое токсическое воздействие.

А ЧТО У НАС?

      Еще  несколько лет назад на территории Республики Молдова хранилось около 3,5 тысячи тонн пестицидов. Значительная их часть концентрировалась вблизи Днестра и других водоемов. Под эгидой ОБСЕ к концу 2008 года с территории Молдовы было вывезено 1200 тонн, и если согласно международному рейтингу  по степени безопасности и количества хранимых пестицидов  и ядохимикатов Молдова занимала 362-ое  место, то тогда она переместилась на 28-ое.  На прошедшей тогда  международной конференции, – «Управление бассейном трансграничной реки Днестр и водная рамочная директива Европейского Союза», в которой я принимала участие как представитель неправительственной организации «Медики за экологию», проблема утилизации пестицидов рассматривалась очень внимательно. Это представило прекрасную возможность для сравнения и анализа ситуации с той, которая сложилась в Приднестровье, на территории которого сейчас, по предварительным подсчетам специалистов, находится сейчас от 89 до 95 тонн пестицидов.

     

     В РМ же, к тому времени, пестициды были складированы на 353 складах и на одном полигоне в населенном пункте Вулканешты. Сами работы по утилизации в Молдове проводило министерство обороны, и упакованные специальным образом пестициды и ядохимикаты вывозились для утилизации во Францию. Тогда же на конференции  говорилось о том, что в значительную помощь в решении этой проблемы Молдове, оказывает  НАТО. Этот проект под названием  «Химические вещества – Молдова» при финансовой поддержке Северо-Атлантического  Союза стартовал в 2004 году. Очередной его, третий  этап на 2010-2011 годы предусматривает выделение Молдове 3,5 миллионов евро для утилизации пестицидов и химических веществ. Еще 0,5 миллиона евро будет выделено для этих целей правительством Молдовы.

     В Приднестровье проблема хранения пестицидов и ядохимикатов по-прежнему стоит очень остро. После реформации сельского хозяйства, когда колхозы и совхозы были преобразованы в сельхозкооперативы и фермерские хозяйства, хранившиеся пестициды вместе со всем остальным имуществом перешли в их собственность. И практически во всех районах Приднестровья картина предстает очень удручающая. В основном они складированы в старых, совершенно неприспособленных для этого помещениях, и этим в свете всего вышеизложенного все сказано. Впервые за долгое время вопрос об этом во всеуслышание был поднят в июле 2008 года  на состоявшейся в Бендерах встрече представителей министерств экологии и природных ресурсов ПМР, которая прошла по инициативе миссии ОБСЕ. Она представила тогда  проект «Об охране окружающей среды и безопасности», но реализован он не был. В январе 2009 года между экспертами – экологами Приднестровья и Молдовы была достигнута договоренность о том, чтобы международные организации профинансировали программу вывоза с территории Приднестровья ядохимикатов, но выполнена она тоже не была.

    А сегодняшняя действительность такова. В Приднестровье расположено 40 складов, где хранятся эти ядохимикаты, утилизировать их можно только в одной из стран Евросоюза, где существуют специальные заводы. Так, из Молдовы они вывозились во Францию. В Приднестровье министерство экологии предпринимало попытки хотя бы временного решения этой проблемы. Создан временный склад в Рыбнице, планируется построить еще два – для хозяйств Дубоссарского и Григориопольского районов и для юга республики.

Так, сегодня в хозяйствах Григориопольского района в несоответствующих требованиям безопасности условиях сегодня хранится около 30 тонн ядохимикатов. Они беспрепятственно проникают в подземные воды, и затем  в Днестр. Средств ни на утилизацию, ни постройку специального склада нет. Денег нет даже на то, чтобы переупаковать ядохимикаты в новую тару, так положение дел в сельском хозяйстве да еще с учетом мирового экономического кризиса критическое. Первый  раз публично эта проблема поднималась в 2008 году, в районном Совете народных депутатов. Тогда заведующая организационным отделом райсовета Любовь Косарева сообщила, что в районе нет ни целевой программы по утилизации ядохимикатов, ни денежных средств, чтобы построить склад. В июне прошлого года начальник григориопольской фитосанитарной инспекции Михаил Плешко сообщил приднестровским СМИ, что в 13 складских помещениях, где хранятся пестициды, идет разрушение стен и потолков, большинство упаковок повреждено, химические препараты смешаны, а их химический состав за последние 20 лет претерпел изменения. Методы захоронения или сжигания ни в коем случае непригодны, для утилизации же нет технологий, нет и средств для приобретения этих технологий за рубежом. Для того, чтобы организовать в районе временное безопасное хранение ядохимикатов, необходимо 40 контейнеров вместимостью по тысяче литров, но, опять же, средств для этого нет.

     Сейчас же в Григориополе, как рассказала в конце февраля нынешнего года телепрограмма «Наблюдатель», эпидемиологи при исследовании сельскохозяйственной продукции на содержание нитратов получают положительные результаты в 4% взятых проб. Это каждый 25-й вид товара. Чаще всего проблемы есть с продуктами той местности, где раньше были колхозные огороды и сады. Опасные вещества накапливаются даже в молоке. Петр Молоченко, заместитель главы госадминистрации Григориополя  сообщил: «Мы приняли кое-какие временные меры – сложили их в неприспособленные бочки из-под дизтоплива. А здесь необходимо глобальное решение этого вопроса для того, чтобы утилизировать в соответствие с законом. Это мина замедленного действия. Она может действовать на человека через 10-летия. Надо утилизировать, чтобы была гарантия, что мы не столкнемся с этой проблемой через 10-20 лет».

      Недавно в Григориополе сгорел один из складов. А жители близлежащего села Глинное  стали часто жаловаться на тошноту. В передаче отмечалось также, что в каждом приднестровском селе десятки молодых мужчин в советское время оказались подопытными. Трактористы, опрыскивавшие сады и виноградники, очень часто умирали в течение 15-20 лет, несмотря на то, что работа с вредными веществами не постоянная, а только сезонная.

     Около 9 тонн ядохимикатов хранится в хозяйствах соседнего Дубоссарского района. Специалисты управления экологического контроля провели специальный рейд, посетив каждый склад и проверив, в каких условиях они хранятся. Везде одна и та же удручающая картина – полуразрушенные здания, и, как говорит главный специалист управления Татьяна Колоколова, часть разобранных кирпичей сельчане употребили для собственных хозяйственных нужд, врассыпную лежат разорванные мешки. А на складе села Цыбулевка, рассказывает  Татьяна, по ее личной инициативе был вырыт глубокий бункер, куда и сложили мешки с пестицидами, закопали, и сверху уложили бетонный блок. Лишь в одном хозяйстве – заводе «Букет Молдавии» – для хранения ядохимикатов выстроено специальное здание, закрытое наглухо. Большинство ядохимикатов и пестицидов невозможно идентифицировать, маркировки на них давным-давно уничтожились. А запах вокруг этих складов стоит такой, что слезы текут из глаз, а ведь рядом располагаются дома сельчан!

 Аналогичное состояние ядохимикатов в Рыбницком районе. Как рассказала мне редактор рыбницкой радиостанции – Радио «Желанное» –  Анжелика Желнова, много внимания в своей профессиональной деятельности уделяющая внимание проблемам экологии, хранящиеся на складах района ядохимикаты пришли в негодность из-за длительного хранения. Мало того, что явление диффузии делает свое дело, так еще и люди собственноручно этому способствуют. Как отмечают специалисты, существующее хранение ядохимикатов  вообще неприемлемо по всем правилам. На некоторых складах не то что замков нет, а напрочь отсутствуют двери и окна, что приводит к печальным последствиям. Уже случались пожары на складах с ядохимикатами. Черные клубы ядовитого дыма развевались в селах Попенки и Малый Молокиш. И кто знает, куда еще занесло ветром ядовитые продукты горения? Необходимо срочно принимать действенные меры. В противном случае, беда неизбежна.

     Только в Слободзейском районе местные власти нашли средства, чтобы хоть в какой-то степени обезопасить свое население. В поселке Первомайск  был оборудован специальный склад, на который и были свезены ядохимикаты изо всех хозяйств. Как рассказывает Татьяна Синяева, в  ходе проекта, управлявшемся Международной экологической ассоциацией хранителей реки ‘Eco-TIRAS’ и выполнявшемся в партнерстве с местными НПО «Турунчук», «Медики за Экологию» и «Пеликан», а также с госадминистрацией района Слободзея и Центром превентивной медицины  г. Кишинев были достигнуты следующие результаты. Была проведена первичная инвентаризация складов и хранилищ пестицидов на территории Слободзейского района, дана количественная оценка и условия хранения. Все результаты были переданы госадминистрации района. В результате  проблема стала хорошо известна, и местные власти обратили на нее внимание, издав распоряжение о концентрации всех устаревших и неидентифицируемых пестицидов со складов района на одном хорошо оборудованном складе в поселке  Первомайск. Общий вывод – в районе в сравнении с правобережной Молдовой сохранилось небольшое количество СОЗ, что связано с тем, что в последние годы СССР власти района позаботились о вывозе устаревших и запрещенных пестицидов для захоронения в Вулканештский район Молдовы. Кроме того, часть складов были освобождены и не функционируют, а действующие – обеспечены высококвалифицированными специалистами. Как показали оценки, в 1990 году на территории Слободзейского района использовалось 113 наименований препаратов для борьбы с болезнями, вредителями, сорняками и вредителями запасов.

     Совсем недавно, с 16 по 18 февраля  нынешнего года в Приднестровье прошел специальный семинар, организованный международной организацией Milieukontakt International из Амстердама при финансовой поддержке Евросоюза. Представитель этой организации Екатерина Мельниченко сообщила, что данные семинар позволит ознакомить специалистов-экологов, представителей министерства природоохранных ресурсов  с международным опытом решения проблемы утилизации пестицидов и ядохимикатов. В рамках тренинга запланирована также поездка приднестровских специалистов в Украину, в Киевскую область, где летом прошлого года была успешно внедрена соответствующая программа. На этом семинаре особо отмечалось, что сегодня в Приднестровье одновременно с утилизацией пестицидов и ядохимикатов нужно  решать проблему и  уничтожения самих складов. Как заявил министр природных ресурсов и экологического контроля  ПМР Олег Калякин, «такое решение порождает новую проблему. Не только пестициды, но и здания, где они находятся, являются зараженными, а значит, объектами утилизации. Их также надо забирать, куда-то размещать. По международным стандартам та техника, которая перевозит пестициды, также является объектом заражения. С августа 2009 года эксперты из Евросоюза приезжают консультировать приднестровских специалистов. Сколько денег планируют выделить европейцы – не говорят. Действительно ли вывезут пестициды – на этот вопрос тоже однозначного ответа не дают. Но работа идет. Проблема так или иначе должна быть решена. С помощью ОБСЕ или без нее.

Есть два выхода. Либо мы вывозим пестициды во Францию, там утилизируют, либо создание на территории нашего государства некоего могильника, отвечающего требованиям безопасности, и помещения там пестицидов. Пока международные организации изучают, какой способ применить в данном случае. Год-два, и мы эту проблему решим».

 
Данное расследование осуществлено при поддержке международной
организации SCOOP и финансовой поддержке датской неправительственной
организации «Международная поддержка СМИ» (IMS).

ИРИНА МАЛЕВА

На фото: состояние складов пестицидов и ядохимикатов в Приднестровье. Фото автора.