Моя статья о разных евреях “Евреи разные важны, евреи разные нужны … и
нам, и Богу” вызвала интересный резонанс, показав, что разнообразие
евреев действительно не имеет конца. В резонансных ответах на эту
статью можно увидеть еще две группы “нужных” евреев, заботящихся о
будущем еврейского народа.
Первая группа – это евреи, которые твердо верят в то, что их понимание
сути еврейского существования единственно правильное и незыблемое,
потому что оно основано на многотысячелетнем опыте еврейского народа.
Все то, что в какой-то публикации выходит за рамки их понимания
“правильного”, вызывает их спокойную или взбудораженную реакцию.
Результатом такой реакции являются следующие мысли в печати: это
высказывания еретика, такой-то раввин давно уже это опровергнул, это
противоречит такой-то традиции, ага он реформист, он не верит в
святость устной Торы, он просто неграмотный в иудаизме, и т.п.
Вторая группа – это евреи, которые твердо верят в то, что их понимание
сути еврейского существования не может быть единственно правильным,
потому что жизнь сложна и постоянно меняется, потому что Бог еще
сложнее и Его понимание не может быть ограничено только одним. Если
они видят в какой-то публикации что-то, выходящее за рамки их
понимания “правильного”, они рады этому: они видят, что трактовка
еврейской сущности, даваемая первой группой, не дает возможности
понять современную жизнь, и они надеются, что появившееся новое в
трактовке позволит им духовно лучше вписаться в современную жизнь,
оставаясь 100%-ным евреем.
Обе группы считают себя религиозными, чтут Тору письменную и устную,
но из Торы они выбирают разное для повседневной жизни.
Первая группа возводит на пьедестал ритуально-обрядную часть Торы, в
то время как вторая группа намного большее внимание уделяет
интеллектуальному содержанию Торы.
Обе группы не отрицают, что главное по Торе – это считать себя
Избранным Богом для оказания Ему содействия в продолжение процесса
созидания Лучшего Мира для всех (евреев и не евреев), начатого “Шестью
Днями Созидания”. Обе группы считают, что в Торе содержаться своего
рода инструкции по построению Лучшего Мира для всех (евреев и не
евреев), и задачей Избранных является донести эти инструкции до всех.
Но группы существенно отличаются друг от друга в способах <<донесения>>
всех этих инструкций до всех.
Первая группа считает, что если бы все евреи жили по каким-то своим
единым правилам поведения, полностью отличающимся от правил поведения
не евреев, то, посмотрев со стороны на эти правила, не евреи полюбят
их и начнут им следовать. Вторая же группа считает, что этого
недостаточно. Эта группа считает, что для того, чтобы донести заветы
Торы до не евреев, надо быть среди них, познать их чаяния и
устремления. А для этого надо жить как бы в двух духовных мирах – в
мире еврейском, где каждый укрепляет свое понимание сути еврейства, и
в мире нееврейском, где каждый пытается применить свое понимание
иудаизма в созидательной работе по продвижению Лучшего Мира.
Лично я (автор Владимир Минков) отношу себя ко второй группе, и я с
уважением отношусь к пониманию нашей Торы и сути еврейства первой
группой. К сожалению, я редко встречаю такое же понимание с их
стороны. Я объясняю это происшедшими изменениями в понимании роли
раввинов.
В <<старые добрые>> времена раввины были учителями по божественному
призванию – их задачей было научить евреев самостоятельно мыслить,
самим находить Бога и Его инструкции в сложных жизненных ситуациях. И
это сохранило евреев евреями в многовековом изгнании, когда они были
оторваны от своего народа. Евреи должны были думать индивидуально,
потому что они были рассеяны, и этому они были научены. И они брали
Тору, письменную и устную, и старались привязать ее указания к
реальным условиям новой жизни, полностью отличающимися от условий
жизни в Земле Обетованной. Приспособишься – выживешь, не
приспособишься – погибнешь. И Тора помогла им приспособиться и выжить
– они следовали Торе не слепо догматически, а интеллектуально
изобретательно, как их учили раввины в “старое доброе” время. Конечно,
были и такие, кто Тору не понимали, и они ассимилировались. Но те, кто
остались евреями, они остались евреями не потому, что автоматически
выполняли догмы, а потому, что приспосабливали концепции Торы к новым
условиям жизни.
Сейчас раввин – это профессия, целью которой является научить свою
синагогальную “паству” ритуалам, обрядам, традициям, помочь в изучении
истории и иудаизма … но не самостоятельности иудаистского мышления
человека, созданного <<по образу и подобию Божьему>>. И это относится в
одинаковой степени и к ортодоксальным, и к реформистским раввинам.
Есть, конечно, исключения, но они редки.
Различия между первой и второй группами хорошо просматриваются в
дискуссиях, ведущихся сейчас в еврейских кругах. Приведу несколько
примеров.
Многие сторонники первой группы, анализируя события, связанные с
Джонатаном Поллардом, рассматривают эти события через призму шпионства
и предательства, вместо того, чтобы попытаться оценить его действия
как еврея, живущего в двух духовных мирах и ищущего сближения этих
миров. Поллард старался помогать и США, и Израилю в своей
разведывательной работе, потому что, как я полагаю, он считал обе
страны своими.
Среди них есть анти сионисты, которые недолюбливают государство
Израиль. Оценивая роль сионизма в еврейской истории, такие евреи
забывают о духовных интеллектуальных основах этого движения,
направленных на возрождение еврейского народа. Хотя Герцль, возможно,
думал только о физическом спасении евреев, а не об их духовном
возрождении, но физическое спасение – это необходимое условие
духовного возрождения. И такое физическое спасение было найдено в
независимом государстве Израиль. К сожалению, всего этого не видно в
полемике политических баталий.
В вопросе празднования Шабата они уделяют внимание только ритуальности
этого празднования, хотя главное здесь – это не ритуалы, хотя они и
важны, а интеллектуальное общение с Богом в этот день.
Говоря о единстве еврейского народа, они допускают единство только на
их трактовке Торы и Бога, которое сводится, в основном, к ритуально-
обрядным действиям. Истинное же единство еврейского народа должно быть
на принятии разных трактовок Торы и Бога. При обсуждении вопросов
единства надо увериться только в том, что все предлагаемые трактовки
основаны на концепции Единого Бога и Его понимания, основанного на
Торе.
Говоря об ассимиляции евреев, они считают своей главной задачей
остановить этот процесс, в то время как этот процесс может считаться
положительным для сохранения духовности еврейства. Евреи, которые не
хотят быть евреями, не способствуют созиданию Лучшего Мира “по Богу”;
еврейское влияние на мир зиждется не на количестве евреев, а на их
качестве, и качестве интеллектуальном, а не ритуальном.
То, что Богу нужно качество, а не количество, можно подтвердить на
цифрах, показывающих историческое изменение численности еврейского
народа.
Во времена Исход из Египта евреев было около 3 миллионов. Еврейские
семьи рожали детей, как и все другие семьи, но выживание детей в
еврейских семьях должно было быть выше, чем в других семьях благодаря
лучшим гигиеническим и пищевым традициям. Если сделать нормальные
математические расчеты прироста населения, то к настоящему времени
еврейский народ должен был бы насчитывать более одного миллиарда
населения. Возможность такого прироста подтверждается в недавней
статье Феликса Кочубиевского “Есть над чем задуматься…(к вопросу о
биографии человечества)”. Но сейчас мы имеем только около 15
миллионов. Давайте пока повременим приписывать это погромам и
холокостам прошлого, и продолжим работу с цифрами.
Во времена Царя Давида евреев было около 4-5 миллионов. Нормальное
размножение должно было бы дать нам сейчас что-нибудь около
полумиллиарда – но этого нет.
Во времена расцвета Римской империи евреев было столько же – около 4-5
миллионов. Это могло бы привести к нынешним многим сотням миллионов,
но и этого нет.
Невозможно провести аналогичные расчеты, оттолкнувшись от еврейского
населения в Средние века – нет надежной информации для этого
исторического отрезка времени.
Но информация по началу 19-ого века имеется – это 6 миллионов евреев.
Почти столько же, сколько было 2 тысячи лет тому назад.
К началу 20-ого века нас было около 11 миллионов, а сейчас – после 6
миллионов уничтоженных в Холокосте – нас 15 миллионов.
Сейчас нас должно было бы быть больше, чем мусульман и больше, чем
христиан, но этого нет. Конечно, нас убивали, но и других убивали, но
они увеличивались значительно в количестве, а мы – нет или очень мало.
Почему? Я могу предложить только один ответ, хотя, я знаю, многие с
ним не согласятся – так Богу нужно! Ему нужно ограниченное количество
Его Избранных, и тот, кто считает себя евреем, должен следовать Торе,
чтобы не оказаться “за бортом”!