Источники агентства “НИКА-пресс” в Тираспольской администрации предположили, что интерес к посреднической инициативе Комрата по урегулированию конфликта на Днестре может быть проявлен только со стороны приднестровского экспертного сообщества. Они также считают, что едва ли местные политологи, общественники, члены различных политических организаций и отдельные чиновники откажутся от открытых дискуссий о вариантах урегулирования и от участия в них представителей гагаузской автономии. В то же время здесь напомнили, что в Приднестровье с каждым днем крепнут убеждения в правильности выбранного пути на построение независимого государства, а итоги референдума 2006 года, в ходе которого был окончательно определен курс на сближение с Россией и на налаживание отношений с Молдовой, как с соседей страной, вряд ли кто-то на левом берегу осмелится поставить под сомнение или предложит пересмотреть, например, в силу изменившихся геополитических условий.
Что же касается комратского опыта ведения переговоров с Кишиневом о статусе Гагаузии, то, отметили в администрации, он лишний раз демонстрирует характер молдавских властей, небрежно относящихся к выполнению своих обязательств, закрепленных подписанными ими же документами; а ставшие уже традиционными заявления гагаузских общественников и местных чиновников об обязательном выполнении официальным Кишиневом положений закона о статусе АТО давно уже служат для Тирасполя хорошим уроком.
Когда после обретения Гагаузией официального статуса в составе РМ здесь начались репрессии в отношении отдельных сторонников «гагаузской идеи», прикрываемые борьбой с преступностью и скрытым сепаратизмом, официальный Тирасполь отреагировал серией заявлений, требующих для себя более высокого, чем у АТО, уровня полномочий в будущих отношениях с Кишиневом. А события на Юге в 2001-2002 годах дали Приднестровью повод для открытых сомнений в целесообразности построения с РМ общего государства. Появившиеся в тот же период заявления гагаузских депутатов о приоритетном праве автономии участвовать в федеративном строительстве Молдовы, а также об участии Комрата в переговорах по приднестровскому урегулированию, Тирасполь встретил молчанием. Неофициально же сформулированное здесь мнение о «гагаузском факторе» в приднестровской судьбе выглядело примерно так: мы ведем переговоры с Кишиневом о статусе Приднестровья; гагаузские проблемы и политические амбиции Комрата нас интересуют меньше всего.
“НИКА-пресс”