iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Программа коалиционного правительства по реинтеграции Молдовы. Переставить слова

Актуальные цитаты.

Высший исполнительный орган Коалиции «За европейскую интеграцию» утвердил план действия на четыре последующих года. Среди приоритетов правительства названа и реинтеграция страны.

В этой части документа отмечается: «Реинтеграция страны является одной из основных целей правления. Правительство… активизирует свои усилия для определения жизнеспособного и устойчивого решения приднестровского конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Сохранение статуса нейтралитета … и европеизация страны создадут необходимые предпосылки для реинтеграции. Правительство выступает за разрешение конфликта в формате «5+2» на основе принципов, приемлемых для основных политических сил РМ, включая вывод вооруженных сил Российской Федерации с территории Республики Молдова и замену действующих миротворческих сил гражданской международной миссией. Мы будем проводить широкомасштабные проекты в социальной сфере и в области инфраструктуры в восточных районах РМ и содействовать созданию условий для реальной интеграции приднестровского региона в экономическое, политическое, социальное и информационное пространство Республики Молдова».

Коалиционное правительство Филата, сформированное после парламентских выборов в июле 2009 года, также к приоритетам своей деятельности относило и реинтеграционные задачи.

Документ той поры представлен в следующем виде: «Реинтеграция страны является одной из основных задач Республики Молдова. Правительство сосредоточит усилия на поиске жизнеспособного и устойчивого  решения приднестровского конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ и будет стимулировать создание условий для реальной реинтеграции региона в экономическое, политическое, социальное и информационное пространство… Европеизация страны создаст необходимые для этого предпосылки. Правительство поддерживает ведение переговоров по условиям разрешения конфликта в формате «5+2» на основе принципов, признанных всеми политическими силами Республики Молдова, включая вывод вооруженных сил Российской Федерации с территории РМ и замену нынешних миротворческих сил гражданской международной миссией. Правительством будут проведены широкомасштабные социальные и инфраструктурные проекты в восточных районах Республики Молдова».

Сравнительный анализ двух текстов, естественно, будет коротким и никаким другим: правительство Филата-I уделило чуть меньше слов приднестровской проблематике, чем правительство Филата-II, и использовало формулировки, над которыми за последние годы существования переговорного процесса не посмеивался только ленивый.  С другой стороны, критиковать за «Реинтеграцию-I» и «Реинтеграцию-II» либерально-демократическую коалицию нет никаких оснований – с июля 2009 по январь 2011 ничего ровным счетом «на приднестровском направлении» не изменилось. А две  нечаянные или, скажем так, взаимно нежелаемые встречи Филата и Смирнова на футболе подтвердили самые худшие выводы об отсутствии перспектив в деле реинтеграции.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Два документа – как вынужденная отписка новых молдавских руководителей перед самими собой. Два документа, как унылый символ отсутствия веры в то, что приднестровский вопрос вообще может быть когда-то решен. Как признание беспомощности и желание передать его далеким, более хитрим и изворотливым потомкам.

Спецпредставитель ЕС в РМ Мижей в последние месяцы пребывания у нас заученно убеждал правобережный политический бомонд – евроинтеграция Молдовы без разрешения приднестровского вопроса невозможна. Две документа – как пожелание Мижею счастливого пути, как едва слышное замечание «поживи у нас с наше», в котором легко угадывается напутствие  «скатертью дорога». Если сам европейский дипломат не сумеет догадаться об истинных причинах такого к нему отношения,  подскажем: условие, что Молдове без Приднестровья в Евросоюзе делать нечего, выглядит как предложение Молдове вообще забыть о евроинтеграции со всеми вытекающими из нее прелестями.

Нечто подобное, связанное с приднестровской проблемой, Молдова уже переживала. В конце 2004 года, незадолго до парламентских выборов и на фоне обострения отношений между коммунистическим Кишиневом и путинской Москвой, нашим парламентариям был предложен на обсуждение проект Закона «О внесении дополнений в Закон о приватизации». Тогда даже «депутаты-фронтисты», имевшие свои особые взгляда на левый берег, и те убеждали коммунистов: не смешите кур, ну, т.е. куриц и весь мир в придачу, не принимайте вы этот закон… Нет, обсудили, приняли и обязали… «Государство не гарантирует право собственности на объекты, расположенные в населенных пунктах левобережья Днестра.., приватизированные без согласования с Правительством в установленном порядке». Это означало, что все приватизированное в Приднестровье со дня обнародования документа признавалось незаконно приватизированным и подлежало пересмотру. Далее «Правительству в месячный срок разработать процедуры утверждения приватизации объектов, расположенных в населенных пунктах левобережья Днестра и в городе Бендеры». А это означало, что, говоря о технике процедуры, члены правительства Тарлева должны были поехать в Приднестровье (это в 2004-2005 годах!) и начать там проводить по своим законам приватизацию. Над авторами проекта (то ли Шова это был, то ли сам Воронин) смеялись – поезжайте-поезжайте, мы посмотрим, как вас туда пустят для реализации реприватизационных намерений, а если пустят, то когда выпустят.  Смех смехом, а закон этот до сих пор в силе, хотя все понимают, что ни для Кишинева, ни для Тирасполя он никакой силы и никаких перспектив не имеет. Точно такую же нагрузку (то есть никакой нагрузки) несут планы Коалиции «проводить широкомасштабные проекты в социальной сфере и в области инфраструктуры  в восточных районах Республики Молдова» и «содействовать созданию условий для реальной интеграции приднестровского региона» в различные пространства РМ.