iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Жалобы неудачника

Из истории взаимоотношений православной Церкви Молдовы с партийными деятелями страны

Покажется: общественники, выступающие за отставку митрополита Владимира и обвиняющие его в связях с политиком Пасатом, и бывший президент Воронин,  публично жалующийся Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу на руководство Молдавской Митрополии, которое участвует, по определению Воронина, в политическом спектакле, –  заодно и пытаются решить одну проблему. Чтобы впредь не казалось, перекрестимся. Чтобы легче понять происходящее, помолимся, как перед трудной дорогой «Отрицаюся тебе, сатано, от гордыни твоей, от  служения тебе, и сочетаюся тебе, Христе…», и разберемся.

Известный в Кишиневе и острый на язык активист-общественник Федор Гелич яростно заговорил о том, о чем публично говорить не принято (верующему люду даже запрещено – грех), но о чем в обществе иногда и лениво перебрасываются словами. Зачем, к примеру, священнику дорогой автомобиль, дорогое жилье, почему многие из них не производят впечатление постящегося верующего, и как все это сочетается с вечным предложением пастве пожертвовать на Храм, кто сколько может? Попутно не предложить владыке Владимиру за недозволительную связь с политиком Пасатом уйти в отставку? 
     
Известный и не забытый пока бывший президент РМ и действующий пока лидер Партии коммунистов Владимир Воронин обратился к более узкой теме. Бывший государственный чиновник Пасат вознамерился поучаствовать в политических баталиях с применением православной тематики и при поддержке Молдавской Митрополии и ее владыки отца Владимира. Эту свою тревогу за чистоту Церкви и веры, равно как и за чистоту политической борьбы в РМ, Воронин выразил в письме к главе Русской Православной Церкви патриарху Кириллу. Ситуацию он называет опасной и пишет, что  «происходит настоящий обвал авторитета Церкви.., превращение  тысячелетней традиции в разменный товар на рынке политических проектов». Пасат здесь характеризуется личностью с предельно сомнительной репутацией, а руководство Молдавской православной церкви, т.е. и владыки Владимира,  – названо участниками оскорбительного фарса, готовых «во имя соответствующего гонорара отказаться от своих вечных ценностей и пойти на раскол в обществе».

Воронин молодец. Он вовремя затеял открытый (до сих пор он с молдавской Церковью разговаривал, а порой шептался, за закрытыми дверями) разговор: при таком общественно-политическом бардаке в стране, когда каждый день приближает ее то ли к счастью, то ли к пропасти, впору вспомнить и о Боге, и о роли Церкви в лихой час. Воистину, отчаяние, коль не знаешь, в рай или в ад твоя дорога.     

История отношений официальных чиновников РМ с молдавской Церковью коротка и скромна, и потому, наверное, не отмечена какими-либо нестандартными событиями. Первый президент РМ Мирча Снегур однажды попал в неловкую ситуацию: по совету умников из  своего избирательного штаба он  начал телевизионные дебаты  молитвой «Отче наш». Молящийся и крестящийся перед телекамерой, а не перед иконой, партийный деятель – это во второй половине 90-х годов, когда еще никто в стране не осмеливался зачислять в отряды политтехнологов Бога, повесило над ситуацией неловкую паузу. Был еще недавно случай с лидером ДПМ Марианом Лупу. Об этом с издевкой потом рассказывали с коммунистических экранов и страниц: зашел Лупу как-то в церковь по случаю большого праздника помолиться, видит – а там Воронин, постоял Лупу, да и ушел, не выдержал, не захотел… Пустяковый эпизод, даже эпизодишко. А перечитать открытое письмо Воронина патриарху Кириллу – и появится образ двух индивидуумов, считающих, что есть места, принадлежащие только ему, что есть темы, достойные обсуждения только с ним, есть даже персональные боги, как жены и партии. Кто искал, чем похожи они друг на друга – Воронин и Лупу, вот вам ответ. 

Но вернемся к воронинскому тексту. Не заметив и увлекшись разоблачительной темой, местами приближающейся к лексике нештатных доносчиков, желающих быть в штате – «сомнительные личности», «обескураживает позиция», «как могли они ввязаться»  – Воронин оказался в роли неудачника, который завидует тому, кто норовит более успешно применить его же приемы. Разоблачив Пасата в недозволенных деяниях, воздев руки  к небесам – «если есть Бог на свете, покарай нечестивца и его грязных подельников  в рясах!» – Воронин напомнил о себе, каким он бывал в отношениях с Церковью, а напомнив, разоблачился. Пасат, конечно, тоже хорош. Резкий и плохо объясненный переход от референдума за преподавание в молдавских школах основ православия к созданию партии «под Пасата», а затем удачные поиски партии под «православно-политический проект Пасата», дело мало достойное. Обманом несет за версту.  И тут Воронин прав – если для Пасата нет ничего святого, то уж Церкви-то негоже участвовать в сомнительных начинаниях. Но так у нас все напутано, столько «мерзости запустения» вокруг, что и с этим выводом следует быть осторожными. Если бы в свое время, когда сам Воронин «топтался вокруг Церкви» и когда он предлагал ей поучаствовать в «спасении отечества от некоммунистической заразы», его бы не одернули верующие и сама Церковь, то не было бы никакого «проекта Пасата», и никакие бы внешние силы,  на чью активную  роль указывают противники проекта,  не посмели бы участвовать в откровенно богопротивном деле, остереглись бы в страхе оказаться негодяями и безобразниками, т.е. плюющими на образа и живущими без образов. 

Если бы не сам Воронин… Это же он, встречаясь  «один на один» с представителями молдавской Церкви, убеждал их накануне очередной избирательной кампании, что Иисус Христос был первым коммунистом на земле. Подлость события (понимаете, куда метил главный молдавский коммунист) потом дополнила информация о том, что будто бы есть  диктофонная запись, на которой, кроме всего прочего, явственно слышно, как на предложение священников изучить возможность преподавания в учебных заведениях страны Закона Божьего, Воронин ответил: все будет зависеть от того, как Церковь проведет парламентские выборы. Когда же после двух парламентских кампаний появилась масса свидетелей, что в молдавских приходах звучали воскресные проповеди в пользу коммунистов и их вождя Воронина,  то вера в храм как в дом молитвы, а не в место торговли и разбойников, дрогнула. 

Это же его, воронинские СМИ, в период бурного и предвыборного восстановления храмов и монастырей, сообщали на всю страну: семья Ворониных пожертвовал на богоугодное дело столько-то тысяч леев. Воронин, надо думать, этим гордился (у коммунистов цензура строгая и не пропустила бы вредной для него информации), хотя пренебрежение к православным нормам и традициям было налицо и демонстративным. Из этих же грехов подаренный Ворониным одной из церквушек колокол, на котором вечными буквами вылито «Владимир Воронин». Он и сейчас созывает сельчан помолиться. А сколько раз образ стоящего в Божьем Храме Воронина появлялся в коммунистической прессе! Воронин-политик и Церковь – это должно было сработать, по задумке красных пиарщиков, как некогда звонкий  вывод советского поэта, что «Ленин и партия близнецы-братья». И что же теперь жаловаться на Пасата и недобросовестных священников? И слова-то какие! «Впервые в истории РМ высшие духовные руководители Церкви открыто заявили о поддержке политического проекта конкретного политика… Вся эта пошлость вызывает резкую негативную реакцию…». А вот здесь Воронин врет. Насчет пошлости он права. А остальное…  Не впервые. В декабре прошлого года во время службы один из этих самых высших духовных руководителей Церкви назвал (документальное подтверждение есть) Партию коммунистов Молдовы – партией национального спасения, а Воронин, в свою очередь получивший здесь же (!) слово, будто на митинге, а не в стенах храма,  такое общение священника с паствой назвал  «особой проповедью».

Особых проповедей в Церкви не бывает. Они и здесь все перепутали, эти коммунисты вместе со своим вождем. За таких у православных принято молиться, как за не ведающих, что творят. А если они ведают?

Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс