iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Тарлев торопливый

Бывшему молдавскому премьеру «опять звонили из Москвы» и опять он говорил о приднестровском вопросе.

Агитаторы Центристского союза Молдовы распространили в СМИ РМ текстовой вариант интервью лидера ЦСМ Василия Тарлева Российской государственной радиовещательной компании «Голос России». В материале, опубликованном под заголовком «Тарлеву опять звонили из Москвы», бывший премьер представил и свое видение идеологии и механизмов разрешения приднестровского вопроса. В частности, он отметил, что ключ к проблеме находится в Молдове. По его мнению, вопрос «можно решить очень быстро», если восстановить доверие между политиками Молдовы и Приднестровья. Заявив, что у «центристов» есть специальная «дорожная карта», предлагающая базу для начала диалога конфликтующих сторон; среди ее основных положений Тарлев назвал изменение молдавского законодательства, которое позволит ввести должность вице-президента Молдовы для «представителя приднестровского региона».  Он также отметил: «Невзирая на то, кто будет у власти в Молдове, но один, как минимум, первый вице-премьер министр должен быть из приднестровского региона. Это  касается все наших министерств и ведомств. То есть, у каждого нашего министерства его первый зам должен быть с левобережья Днестра. А как иначе можно построить мост доверия между Кишиневом и Тирасполем?».

Полный текст интервью пиарщики ЦСМ подкрепили загадочным сообщением следующего содержания: «Как сообщили нам конфиденциальные источники в Совете безопасности РФ, Москва готовит Тарлеву некий сюрприз. Приятный, конечно. У нас он произведет эффект разорвавшейся бомбы…».

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Бывший молдавский премьер, представляя российским радиослушателям «скоростной план» урегулирования, довел «приднестровские реалии» до небывалой простоты.  По-Тарлеву выходит, что стоит привлечь незначительную группу представителей Приднестровья (всего-то 15-20 человек) к участию в управлении реинтегрированной Молдовой,  проблема решится, и доверие между сторонами будет восстановлено.  Желая того или нет, отставной кишиневский чиновник оказался в забытых уже временах, когда приднестровский конфликт рассматривался, как конфликт двух влиятельных политико-хозяйственных групп, уладить который можно кабинетными договоренностями о новом и более справедливом переделе собственности и сфер влияния на обоих берегах. И очень хорошо, если под окнами стоят вооруженные сторонники каждой из них: такие участники переговоров это проверенный способ достичь устойчивых соглашений и предостеречь друг друга от попыток «прокатать тему» еще раз. Этакий современный бандитский сюжет, правда, в более крупных масштабах.

В свое время коммунисты-воронинцы страдали подобными фантазиями. Идя к власти в РМ, а потом и получив ее, они были искренне убеждены, что новому молдавскому президенту Воронину надо поехать в Тирасполь, встретиться там со Смирновым с глазу на глаз и обо всем важном договориться. Были среди них и такие энтузиасты коммунистического движения, кто сурово считал: и не пускать Воронина обратно в Кишинев, пока он не договорится со Смирновым. Это, вроде бы, был такой шутливый подход к проблеме, за которым скрывалась жестокая ошибка политиков, не желающих вникать в глубины приднестровского вопроса. Потом и она открылась. В ноябре 2003 года на Воронина, заказавшего Москве «меморандум Козака» и собирающегося его подписать, надавила не без внешней помощи оппозиция. И Ворони так сник, что с испугу даже поменял внешние ориентиры Молдовы. А у Смирнова на его берегу в те же дни приднестровская общественность спрашивала: Меморандум с Молдовой! Уж не собираетесь ли Вы нас предать, господин президент?  От непростых бесед с земляками его спас сам Воронин, отказавшись от подписи под «меморандумом…».

Так что Тарлев со своими идеями безнадежно устарел. И напрасно его пиарщики намекают: сегодняшней Москве он интересен – ждите сюрпризов. Не будет сюрпризов.