Две недели назад на мой электронный ящик пришло приглашение посетить семинар «Освещение тематики конфликтов». В качестве устроителя данного мероприятия выступила молдавская организация «Independent Journalism Center», если коротко по-русски – «Чиж».
Программа по обучению была организована в рамках проекта «Мосты через Днестр: совместные действия журналистов в поддержку разрешения приднестровского конфликта», при финансовой поддержке Министерства международного развития Великобритании (DFID).
В числе приглашенных специалистов – директор Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России Олег Панфилов, и директор кишиневского бюро «Радио Свобода» Василий Ботнару. Место проведения семинара оказалось не менее любопытным: небольшой частный отель на приднестровском берегу Днестра, на маленьком клочке территории, находящейся под юрисдикцией РМ. Сама идея неформальных встреч приднестровцев с нашими многолетними оппонентами по информпространству заслуживает, как минимум, внимания. Упустить возможность взглянуть в глаза тем, чье авторство обычно приходится просчитывать, анализируя различные антиприднестровские вбросы на официальных и анонимных ресурсах ни в коем случае нельзя. А сама по себе тема семинара не менее любопытна, чем поиск ответа на вопрос, чему можно научить нас, «ящеров холодной войны», к счастью лишь сквозь прицел монитора изучающих друг друга уже многие годы. Чего такого мы еще могли упустить в вопросах освещения тематики конфликтов, когда в этом самом конфликте, пардон, много лет живём?
Приднестровские, молдавские и гагаузские участники подобных журналистских тусовок под эгидой «Чижа», оказывается, знакомы друг с другом уже много лет. По их словам, периодически, на самом деле, случаются интересные в профессиональном плане гости – из Рейтер и т.п. изданий с мировым именем. «Благодаря «Чижу» у меня есть возможность пообщаться с коллегами, подобного общения постоянно не хватает» – это слова русской газетчицы из Бельц. Бессарабские власти обязали её повесить себе на шею за счет прибылей русского печатного издания дополнительный персонал для румынской версии газеты, несмотря на то, что из румыноязычного тиража продается лишь140 экземпляров.
Олег Панфилов, как ни странно, внук «того самого» легендарного дедушки, – довольно известный в русскоязычных кругах диссидент, журналист и блоггер. В период боевых действий в Южной Осетии в прошлом году осуществлял столь мощную информподдержку действиям Грузии, что русские хакеры своими атаками вырубили ему ресурс. «Тренер» семинара Панфилов – автор и ведущий программы «Власть и пресса» на Радио «Свобода», преподает в Тбилисском госуниверситете курс «Безопасность деятельности журналистов», человек с богатейшим жизненным опытом не только журналистской работы в разных странах мира. Доводилось ему, как и полагается борцу за идеалы свободного общества, посидеть в тюрьмах – от российской до кубинской. В революционной стране Фиделя его, как шпиона американского империализма, продержали пять суток накануне депортации. По словам Панфилова, спецслужбы на Кубе работают профессионально, «шпионов» вычисляют довольно быстро.
«Мы не будем говорить о политике, мы будем говорить о том, как необходимо строить работу журналистов во время конфликтов», – довольно изящная формулировка Панфилова настроила присутствующих на позитивный лад. За три дня семинара Панфилов показал молдавским и приднестровским журналистам семь документальных фильмов, в перерывах межу которыми предполагалось обсуждение таких серьезных и глубоких проблем как «этика и эстетика журнализма», что такое ответственность и тому подобное. Однако подбор фильмов для полемики по теоретическим вопросам типа «можно ли фотографировать убитых» и прочих рассуждений из области гуманизма и красоты снежинки был произведен с абсолютным драйвом. Каждая документальная лента, показанная Панфиловым, являла собой идеальный продукт информационной войны против России. После просмотра фильмов о политике говорить, действительно, не хотелось. Пожалуй, хотелось отойти поблевать. Тошнота и головокружение от каждого кадра. Панфилов показал нам «российское телевидение наоборот». По сути – «антироссийское телевидение» на чистом русском языке. Молдавским и приднестровским журналистам за два с половиной дня устроили профессиональное промывание мозгов по всем ключевым вопросам российской политики. Таким образом, согласно пропагандистской подборки Панфилова, мы узнали, что Куба – исчадие ада, а режим Фиделя – расистский по своей сути, притесняющий негров и не разрешающий молодым людям поехать на заработки в другие страны. В Косово сербы зверствовали столь ожесточенно, что вполне заслужили отсечение части территории и бомбежки Белграда. Албанские отцы паковали в полиэтилен скрюченные, сожженные дотла трупы изувеченных детей, а героические повстанцы «Армии освобождения Косово» вполне заслужили любое право – в том числе убить всех сербов, кто не успел сбежать, и сжечь их монастыри.
Русские жестоко раздавили свободу в Чехословакии в 1968 году своими ужасными танками. Их все ненавидели и кричали, что они – оккупанты, но русские как и положено оккупантам всех убивали. Но еще более жестоко русские обошлись с Венгрией, которая стремилась к свободе и демократии. В 1956 году над ней жестоко надругались русские солдаты, и как фашисты уничтожили всех мирных венгерских граждан, в особенности героических студентов, которые, стремясь к демократии и Европе, подвешивали обгоревшие изуродованные трупы сотрудников венгерских спецслужб вниз головой прямо на деревьях в центре Будапешта. Реки крови и потоки ненависти в адрес русских – вот и вся, блин, «объективная журналистика».
…быть может, таков и был позитивный замысел организаторов семинара – чтобы приднестровцы и молдаване увидели, что они не до такой степени ненавидят друг друга, как ненавидят Россию, желая ей провалиться сквозь землю, авторы этих шедевров…
Из следующих фильмов мы узнали о героическом труде западных корреспондентов, вынужденных работать в первую чеченскую военную кампанию в невыносимых условиях постоянного давления со стороны русских, которые пытали, мучили и зверски похищали мирных чеченских мужчин. В кадре не оказалось, как было принято в европейских СМИ раньше, лет десять тому назад, ни одного чеченского «партизана», героически сражающегося с оккупационными русскими извергами. Зато мы узнали, как страдали от зверств со стороны русских мирные горцы. Разумеется, из фильма мы узнали, что в трагедии с захватом и гибелью людей в Москве в театральном центре на Дубровке ( «Норд-Ост» ), а также в жути, произошедшей в школе Беслана, виноваты ни в коем случае не террористы, а российские власти, а также МВД и ФСБ, которые не хотели выводить оккупационные войска из маленькой гордой Ичкерии. На камеру не поленились даже соорудить плакат о вине МВД и ФСБ, и приколоть его, вероятно, секунд на десять, к кирпичам Бесланской школы.
Но и это, разумеется, не предел. Последний фильм, который нам выпало счастье посмотреть, был посвящен судьбе журналистки Анны Политковской, её подвигу и ее гибели, с тем же самым намеком на те же самые обстоятельства – дескать, всё зло на планете Земля происходит от России, населяющих её варваров, кровожадных правителей, Путина, Медведева, МВД и ФСБ. Когда начали раздавать самоклеющиеся плакаты в скорбном стиле с Политковской и датами её смерти, по лицам размягченных молдавским солнцем журналистов пробежал холодок.
В заключительной речи Олег Панфилов с сожалением заметил, что не хватило времени показать фильм «Россия 88», посвященный опасности русского фашизма и скинхедам. Действительно, я наслышан об этом фильме. Жаль, что не посмотрели. А, вообще, не знаю, как остальным присутствующим, но мне этот видеоряд оказался совершенно неполным без целого ряда злободневных, животрепещущих тем. Олег Панфилов совершенно забыл показать молдавским и приднестровским журналистам актуальные и важные для психологического здоровья кинокартины о том, как ФСБ взорвала дома в Москве и Волгодонске, отравила полонием Литвиненко. Не была должным образом визуально освещена тема русских оккупантов, уничтожающих свободную демократическую Грузию, отбирающих газ у много сотен лет угнетаемой Украины. В кадр не попала героическая борьба против русских варваров силами благородных воинов ОУН-УПА, РОА генерала Власова и РОНА Воскобойника. Видеоряд оказался также совершенно неполным без фильма «Транснистрия – черная дыра» про то, как русские оккупанты, захватив чудный уголок демократической Молдовы, торгуют оттуда ядерными чемоданчиками, боеголовками и химическим оружием, снабжая все тоталитарные режимы мира своими просроченными боеприпасами. В конце концов, обидно, что нам не раскрыли правду о гибели Майкла Джексона – наверняка не обошлось без ФСБ и полония. Но существует и еще более страшная версия. К утрате кумира наверняка причастны транснистрянские сепаратистские спецслужбы, заразившие мировую звезду диско той же формулой диоксина, которой ранее был поражен президент многострадальной Украины Виктор Ющенко.
Сразу и не скажешь, какие цели ставил своим семинаром Олег Панфилов, но на фоне всего увиденного, претензии бессарабцев к приднестровцам и наоборот выглядят, воистину, детским садом. На фоне зловещих видеокадров, многочисленных разорванных трупов, эдакого информационного «месилова» России и русских, наши местечковые претензии и обиды, действительно, не столь профессиональны. В нас нет столько ненависти друг к другу, сколько есть её в авторах этих самых кинолент. Так профессионально ненавидеть, как это могут авторы просмотренных нами фильмов, психически здоровому человеку чрезвычайно сложно.
Впрочем, тем, кому днем не хватило, ежевечерне дополнительную порцию русофобии по желанию мог получить каждый. Олег Панфилов с удовольствием рассказывал о том, как здорово и быстро сейчас отстраивается Грузия, войну с которой начали, конечно же, русские войска. Ведь это русские сами обстреляли Цхинвали ракетами Град, а грузины воевали там только с русскими солдатами и помогали гражданским. Что теперь в Грузии нет коррупции, а фонд Сороса и другие международные организации с радостью финансируют в этой стране практически всё: строительство, армию, зарплаты госслужащих. Как быстро Грузия превращается в витрину свободы и демократии. На мой вопрос о том, что ж на Украине так хреново всё получилось, Панфилов парировал, мол, Ющенко – еще не то, что нужно, продукт советского воспитания, а когда там как в Грузии, к власти придут сплошь выпускники европейских и американских университетов, вот тогда и заживет Украина на полную катушку – без ушлых таможенников и прочей коррумпированной публики.
По поводу Приднестровья всё вообще элементарно: «Подождать осталось всего лишь пару лет. У России уже очень скоро начнутся проблемы с деньгами, ей станет не до Приднестровья, финансирование прекратится, и всё будет у вас хорошо. Как в Грузии. Будете жить за границей». Не меньше внимания уделил объективный журналист Олег Панфилов и десакрализации ключевых приднестровских символов. «Я вообще не понимаю почему у Приднестровья Суворов кругом – и памятники, и на деньгах – он же гомосексуалист. Не верите? Зайдите на сайт геи.ру, почитайте там про Суворова».
По возвращению в Тирасполь, немного смутившись, таки решил зайти на этот голубой ресурс, но ничего подобного о русском полководце там, разумеется, не оказалось. Такая вот абсолютная ложь, переворачивание с ног на голову всего подряд, способна шокировать многих. При этом Панфилов всегда повторяет, что не любит политиков, и его не интересуют ничьи политические взгляды. «Главное – журналистика». Честное слово, можно только умиляться подобной объективности и честности.
Приднестровские и молдавские журналисты, вопреки собственным ожиданиям оказавшиеся на этом антироссийском шабаше, в основной своей массе уже люди взрослые, сложившиеся. Подобное промывание мозгов на них вряд ли подействует. Комментарии в кулуарах звучали вполне соответствующие: самыми мягкими словами в числе прочих, совершенно нецензурных, оказались «пропаганда», «ЦРУ» и «перестарались». Об объективности, разумеется, никто не проронил ни слова.
Те, кто помоложе, разумеется, люди более современные, менее начитанные, более охотно развешивающие уши по юношеской наивности. Одной приднестровской журналистке пришло в голову поразмышлять о возможном семинаре Олега Панфилова специально для работников приднестровского государственного телевидения. «Ищите деньги – приеду с удовольствием». Капля, конечно же, точит камень. Неокрепшие мозги быстрее размягчаются. При всех моих нелестных отзывах о ТВ ПМР, с тревогой размышляю о том, что случилось бы с телеканалом после подобного жесткого промывания извилин простоватых беляевских (В.Беляев – министр информации и телекоммуникаций ПМР) юношей и барышень…
Со старшими вышло сложнее. Дошло до скандала. Впервые со времен войны по уху словно резануло словечком «манкурт». Таки вы будете смеяться, но молодой интеллигентный бессарабский журналист, учащийся румынского религиозного ВУЗа в Яссах, отпарафинил этим самым «манкуртом» по полной программе….. Кого б вы думали? Семёна Никулина, бывалого зубра молдавской государственной пропаганды, отставного офицера спецслужб РМ, автора многочисленных, в том числе и радикально антиприднестровских публикаций в изданиях, чьи названия знакомы любому нашему информационщику – Молдпрес, Независимая Молдова. Русский по происхождению Никулин совершенно честно, верой и правдой долгие годы служил укреплению своей государственности и борьбе с нами. Стоило ему, сославшись на слова бывшего депортированного в Казахстан бессарабца, публично подвергнуть сомнению претензии в адрес России по поводу сталинских депортаций от прорумынских неолибералов, а также столь же публично усомниться в объективности «шедевров» всей этой самой «тележурналистики» – заклеймили манкуртом.
Тем, кто постарше, из числа приднестровцев, вовлеченных в разнузданный антироссийский шабаш, было в общем-то стыдно до такой степени, что попросили в возможных публикациях не упоминать их имен. Не проблема, что оказались благодаря «Чижу» за одним столом с молдавскими коллегами – в этом как раз ничего противоестественного нет, – стыдно за то, что сами того не желая, выступили в роли некоего декоративного оформления для феерического пропагандистского спектакля. Стыдно за то, что ехали с добрыми намерениями, а пришлось большой ложкой хлебать дерьмо – лицезреть обезображенные трупы от «учителей», дающих завуалированные установки на тот счет, кого следует ненавидеть и какая нация является носителем коллективного зла. Словно каждый из присутствующих одним глазом заглянул в этот самый «дивный новый мир» всепобеждающей «свободы и демократии», в котором у слова «русский» встречаются лишь синонимы из серии «варвар», «убийца», «фашист» и так далее. Когда замечательными являются все национализмы, кроме русского. Когда массовые убийства русских и представителей народов, осмелившихся публично объявить себя друзьями России, воспринимаются как «борьба за свободу и демократию». А любой ответ русских – хоть мягкий, хоть жесткий, – воспринимается как не толерантное подавление безвинных овечек. В таком мире, разумеется, Илашку – герой, и русские ему, убийце, по жизни должны. В подобном свете и стрелявшие летом 1992 из молдавских гаубиц по жилым кварталам бендерчан выглядят белыми и пушистыми борцами за демократию и права человека.
Впрочем, быть может, таков и был позитивный замысел организаторов семинара – чтобы приднестровцы и молдаване увидели, что они не до такой степени ненавидят друг друга, как ненавидят Россию, желая ей провалиться сквозь землю, авторы этих шедевров «объективной журналистики». Пожалуй, они не любят Россию посильней, чем Барак Обама и Ангела Меркель, чем Бэсеску и Берлускони, чем большинство приличных людей на всём земном шаре.
С точки зрения Олега Панфилова выходит, что «освещение тематики конфликтов» выглядит объективным, если виноватой во всех бедах объявляется Россия. Среднестатистические граждане, как правило, поглупей политологов-журналистов. И воспринимают подобные формулы более буквально – во всём и всегда виноваты русские, которых желательно резать, но раз нельзя, то пусть покаются. Русским ради искупления грехов необходимо на несколько веков встать на колени и каяться. Каяться перед всем миром за свои злодеяния – за большевистский ГУЛАГ, за грузина Сталина, за помощь Кубе, за то, что осуждали бомбежки Белграда и были против вторжения в Ирак. За Норд-Ост и Беслан ведь тоже отвечать русским. За то, как русских пытали и мучили в довоенной Чечне тоже отвечать нам. И за то, что бедный политический узник, жертва румынского народа Илие Илашку страдал и беспокоился в застенках МГБ…
Тем временем, обвинять в чем-либо британцев, или тот же самый «Чиж», действительно глупо. Журналистам Молдовы и Приднестровья нужны площадки для коммуникаций точно так же, как и любые другие контакты на уровне гражданского общества. Однако, если подобная «ниша» будет плотно застолблена столь откровенно антироссийскими пропагандистами, то рано или поздно, но увидим мы хоть вместе – хоть раздельно – два абсолютно антироссийских региона – Молдову и ПМР. Большой разницы от того, вместе они будут жить или раздельно, никто не почувствует. Не исключаю, что при подобных обстоятельствах ПМР и признать могут. Великобритания, США и Грузия. Совершенно спокойно.
Вполне резонно возникает встречный вопрос: а Россия где? Британские и американские структуры с гордостью отчитываются в своих столицах о проделанной работе по переформатированию сознания тех самых 3-5 процентов населения, составляющих интеллектуальную машину государства. Тех процентов, от которых зависит, чем будет дышать страна через 10-20-30 лет. Какими идеями, какими фобиями. Не от госчиновников, с которыми любят встречаться российские дипломаты, это зависит. А от журналистов, политологов, молодежных лидеров, деятелей искусства, интеллигенции одним словом. Не от президентов и глав дипломатических ведомств, не от министров торговли и транспорта, не от депутатов.
Интеллигенции не нужны фестивали блинов с роскошным многотысячным долларовым бюджетом, исчезающим в неизвестность. Не нужны бессмысленные праздники русской книги и Пушкина – книг, в том числе и Пушкина, в Молдове и Приднестровье, как и в любом регионе СНГ было продано и прочитано столько, что вполне хватит еще лет на сто вперед. Не нужна лубочно-официозная чушь для отчета и галочки, не нужны коррумпированные «общины», «паспорта русского» и прочие прибамбасы для умелого выдаивания жуликами средств госбюджета РФ, выделяемых на работу с соотечественниками. С блинами и балалайками против профессиональных пропагандистов идти – глупое, никчемное занятие. И тому, что спустя считанные годы, безо всяких военных действий Молдова и Приднестровье имеют шанс превратиться в новую Грузию – удивляться и пожимать плечами будет уже слишком поздно. Есть вероятность, что Олег Панфилов ошибся в прогнозах по поводу ПМР. Но пропаганда делает своё дело. В особенности, если сравнивать методику работы зарубежных структур с российскими, количество выделяемых финансовых средств, их назначение и эффективность использования. По всем этим позициям вопросов слишком много.
Советский Союз исчез с карты мира, в том числе и благодаря пропагандистской методике – отлаженной, четкой, работавшей как часы. За пару лет до распада огромной страны никто не верил, что подобное вообще возможно…
Автор: Роман Коноплев
http://dniester.ru