iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

RUSSIA TODAY в Приднестровье

По информации ИА «Лента ПМР» в Молдове и Приднестровье находится съемочная группа российского иновещательного государственного телеканала «RUSSIA TODAY». Цель приезда – создание объективного документального фильма  об истории молдо-приднестровского конфликта, его текущем состоянии и перспективах  урегулирования. Команду российских телевизионщиков возглавляет известный еще по работе в компании Аль Джазира корреспондент Салям Аль-Обейди. Предполагается, что фильм включит в себя документальные кадры начала и развития конфликта, в том числе и боевых действий по отражению Приднестровьем агрессии Молдовы в 1992 году. Так же в нем будут интервью с ведущими политиками левого и правого берегов Днестра.

В рамках творческого проекта съемочная группа встретилась с лидером ММК-НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрием Соиным, который ответил на поставленные Салямом Аль-Обейди вопросы. В частности Дмитрий Соин сказал:

Возникновение молдо-приднестровского конфликта напрямую связано с процессом развала СССР и всплеском агрессивного национализма на правом берегу Днестра. Под лозунгами «Россия забери своих блудных сыновей» и «Русских в Днестр» формировалась новейшая молдавская государственность. Естественно, что это не устраивало приднестровцев,  для которых всегда представляли ценность такие явления, как интернационализм и советский образ жизни. И еще один важный момент постсоветская бессарабская элита была не только антирусской, но и антимолдавской. Ее приоритеты замыкались на идее объединения с Румынией. Поэтому в конце восьмидесятых, начале девяностых годов произошел стремительный перевод молдавского языка на латинскую графику, что означало его превращение в румынский. Так же имело место принятие многих румынских, в том числе и государственных символов. Так современный государственный флаг РМ не чем не отличается от румынского.

Этот фактор сплотил в одном строю все русскоязычное население Приднестровья и молдаван, для которых строительство Приднестровской Молдавской Республики было единственным способом сохранения своей уникальной культуры, языка и самобытности.

В совокупности это обеспечило победу приднестровцев во всех политических баталиях и войне 1992 года. После того как пролилась кровь и прошло практически двадцать лет с момента размежевания двух частей бывшей МССР говорить о скором и безболезненном урегулировании молдо-приднестровского конфликта не приходится.

Существует расхожая ошибка по поводу того, что и в Молдове и в Приднестровье проживает  одно и то же по этническому составу и религиозным предпочтения население и следовательно соединить его вместе не составит труда. Однако это не так. Я уже приводил пример того что и в Китае и на Тайване живут китайцы, однако они не объединились только потому что говорят на одном языке и очень похожи друг на друга внешне. Существует понятие «цивилизационного разрыва». Оно может разъединить не только народы, но и семьи, близких людей. В этом смысле Молдова с момента провозглашения своей независимости последовательно двигалась в сторону Европы, а мы шли в противоположном направлении – в Россию, в славянское социо-культурное пространство. При этом нас хотят взять и соединить одним росчерком пера. Это сложно, а на данный момент просто не реально. Цивилизационный конфликт, на мой взгляд, гораздо сложнее этнических и религиозных конфликтов. Это долгосрочный ребус разгадка которого возможна только при очень благоприятной конъюнктуре.  Это и меры доверия, и инвестиции, и общий дружеский климат, в общем разрядка напряженности, а этого как раз нет. Так что ожидания быстрого решения конфликта не реальны.

Я не идеализирую Приднестровье. У нас много своих проблем и недостатков. Но важно, что мы их решаем в условиях, когда нет национального и языкового гнета. Это нам гарантирует наличие собственной государственности.