Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов вновь выдвинут кандидатом в президенты.
В студии программы “Акценты” работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Старый друг лучше всяких “вдруг”
ПМР – это Приднестровская, хоть и Молдавская, республика, но жить здесь привыкли вполне по-нашему. Потому и сани готовят летом, телегу – зимой, а кандидата в президенты – почти за год до избирательной кампании. Впрочем, со своим первым лицом здесь определились еще 20 лет назад. Как выбрали тогда Игоря Смирнова лидером борьбы за независимость от Молдовы, так с тех пор и ставят между его властью и суверенитетом знак равенства. Меняется только кратность. Сейчас Смирнова выдвигают в пятый раз. Показатель почти среднеазиатский.
Хоть стремится ПМР тоже прослыть Европой, но для республики руководящая стабильность в традициях восточных автократий тоже признак государственности. Во всяком случае, если сравнивать Приднестровье с соседней Молдовой. Тут вроде бы и признали вовремя и навсегда, и в Европу тянут почти за уши. Но, во-первых, все понимают, откуда эти уши растут, при этом недвусмысленно намекая на Румынию. А во-вторых, как показывают события, за свои, в принципе, уже солидные двадцать независимых лет Молдова умудрилась сохранить неопределенность и инфантильность подростка. Когда и кидает из стороны в сторону, и как жить – неизвестно, и кем станет – непонятно. Напомним, новый молдавский парламент хоть и определился с правящей коалицией, спикером и правительством, но опять живет с перспективой распада, поскольку снова без стопроцентной вероятности выбора президента.
Приднестровье – другое дело. Республика самим фактом предварительного выдвижения своего кандидата уже демонстрирует соседям свое отличительное преимущество – предсказуемость и последовательность политической системы. А это все-таки характеристика устоявшейся и сформировавшейся государственности. Иной вопрос, что Смирнова здесь слишком много. Но Приднестровье – это все же не Южная Осетия с Абхазией. Те признаны Россией, фактически взяты Москвой под опеку, поэтому их президенты и могут позволить себе демократичность и властную ротацию, которая априори, независимо от личности, исключает какие-либо разброд и шатания.
Скажем, не так давно юго-осетинский лидер Кокойты заявил, что не станет переписывать под себя Конституцию и не пойдет на очередной президентский срок вопреки Основному закону. А Смирнов пойдет. И не только потому, что местный закон ему это позволяет. А потому, что ситуация в республике и около нее пока не предполагает появления нового лидера. “Смирнов” и “суверенитет” здесь – это все еще слова-синонимы.
Совсем не случайно, а весьма символично, что на этот раз выдвинула президента в президенты общественная организация “Союз защитников Приднестровья”. Уже этим все сказано. Хотя было еще и заявление о безграничном доверии народному президенту, о его испытанности временем и делами. И обязательная ссылка на то, что приднестровцы должны консолидироваться вокруг Смирнова, чтобы “дать решительный отпор любым посягательствам на независимость и развитие Приднестровской Молдавской Республики”.
По большому счету, у Смирнова здесь нет конкуренции, даже несмотря на то, что за двадцать лет власти он накопил целый шлейф противопоказаний. Главное из них – неспособность вести цивилизованные переговоры с Кишиневом. Но то, что недоброжелатели называют неконструктивной упертостью, сторонники превозносят как принципиальность. И последних в Приднестровье значительно больше. Хотя тот факт, что Смирнова выдвинули намного заранее, уже свидетельствует о том, что сейчас он все же решил подстраховаться временем и на всякий случай обеспечить себе предварительный гандикап от вероятных оппонентов.
В общем, нравится не нравится – власть здесь не исправится. Но, в отличие от той же Молдавии, в Приднестровье, по крайней мере, все точно знают, с кем нужно иметь дело. И сегодня, и еще ближайшие пять лет. Смирнову уже семьдесят, но он в полном порядке. Тот самый старый конь, который борозды не испортит. Хотя в республике уже хватает тех, кто полагает, что и глубоко не вспашет. Впрочем, впрячься самостоятельно они пока способны едва ли.
Тирасполь на связи. Приднестровский политолог Дмитрий Соин.
Шейнкман: Дмитрий, как вы объясняете тот факт, что Смирнова выдвинули именно сейчас, за год до президентских выборов?
Соин: Я бы сказал, что, скорее всего, это нельзя назвать выдвижением, потому что, согласно закону, само по себе выдвижение возможно только за несколько месяцев до самих выборов. Я бы это расценил как начало информационной кампании в пользу того, что президент Смирнов должен еще раз выдвинуться на этот же срок уже осенью текущего года. Можно предположить, что следом за “Союзом защитников” города Дубоссары с аналогичными воззваниями выступят и другие организации. Тем самым будет создаваться необходимый информационный фон.
Шейнкман: А Смирнову действительно необходим этот информационный фон? Все-таки он здесь президент уже бессменно на протяжении 20 лет, и вроде никакой конкуренции не предвидится?
Соин: Я считаю, что ситуация может несколько измениться. Дело в том, что существуют и другие политики, которые готовы в этом году бросить вызов действующему президенту. И, соответственно, значимость и актуальность самой информационной кампании по его поддержке существенно возрастает. Полагаю, что в отличие от предыдущих выборов, эти выборы будут достаточно жесткими и динамичными. Сегодня даже трудно предсказать их исход.
Шейнкман: А как относятся в Приднестровье к властной продолжительности Смирнова? Все-таки не во всех государствах, республиках одобрительно относятся к тому, что один и тот же человек правит так долго.
Соин: Согласно законодательству, у нас нет ограничений на количество выдвижений одного и того же человека на должность президента. Это вопрос очень спорный и дискуссионный. Существуют противоположные точки зрения. Кто-то говорит о том, что надо следовать европейским стандартам и ограничивать срок президентства двумя сроками. Кто-то говорит о том, что если человек справляется, то почему бы ему не править еще. Я считаю, что сам по себе вопрос о том, что он будет выдвигаться в пятый раз, как можно предположить, тоже будет внутри дискуссии, которая развернется в ходе избирательной кампании. Наверняка противники будут упрекать его в том, что он правит уже более двадцати лет.
http://rus.ruvr.ru