Кандидат от ЛП и ЛДПМ на пост столичного градоначальника Киртоакэ пригласил своего соперника – кандидата от ПКРМ Додона на публичные дискуссии. Кандидат от ПКРМ на пост столичного градоначальника Додон тоже пригласил своего соперника – кандидата от ЛП и ЛДПМ Киртоакэ на публичные дискуссии. Дискуссии не получилось. В молдавской политической жизни, где, как известно, один плюс один не всегда два, появилось новое правило. Оно, согласно событиям в борьбе между коммунистами-патриотами и либерально-демократическими силами, гласит: обоюдные и встречные желания молдавских политиков никогда не дают ожидаемый сторонами результат. Если учесть, что все основные соперничающие партии Молдовы выступают за ее европейскую интеграцию и сохранение прагматичных отношений с СНГ, то нам надо либо перестать мечтать об особом пути, либо срочно менять правила политической жизни.
Почему дискуссии не состоялись, – известно. Киртоакэ предлагал Додону провести мероприятие возле пригородных очистных сооружений, а Додон приглашал Киртоакэ подискутировать на обочине одной из столичных дорог. Почему они приглашали друг друга именно туда, а не на другие площадки, тоже известно. Действующему мэру для эффективного пропагандистского действа требовалось символическое место, напоминающее, что при коммунистах столичный дерьмоотстойник несносно вонял все восемь лет их правления и разносил запахи на десятки километров окрест, зато при власти Коалиции здесь можно, не морщась и с упреком глядя на соседа, мол, сдерживаться надо, хоть завтракать, хоть говорить о европейских горизонтах. А красному кандидату Додону надо было ткнуть носом Киртоакэ-мэра, при власти которого привычно разворовали материалы, предназначенные для ремонта трассы, что явилось бы контрапунктом для представления его предвыборной программы восстановления столичных дорог и провозглашения лозунга «Молдавское коммунистическое – значит, отличное». Ладно, либерал Киртоакэ, в представлении коммунистов, вшивый интеллигент, худосочный хлюпик, настоящего политического пороха еще не нюхал, и потому испугался встречи на чужой земле, расчищенной для показательного морального мордобоя. А вот почему коммунист Додон не пришел – загадка. Его, похоже, в ПКРМ обманули: коммунист это не тот, кто любыми средствами должен победить, а тот, кто не боится трудностей, неудач и даже смерти, потому что за ними, коммунистами, правда, а значит, бесспорные моральные победы всегда и во всем. Эх, перевились в ПКРМ истинные коммунисты; обманули Додона те, кто держал его за рукав: не ходи – испоганят, высмеют, убьют, а нам потом тебя хоронить и самим бежать неизвестно куда от позора.
Оба кандидата, оставив в сторону свои не только права, но и обязанности, раскрыть перед кишиневцами в дискуссионном жанре планы по обустройству столицы, обменялись заочно взаимными упреками типа «сам такой», что сильно походило на плевки с разбега. Избирателю достались брызги. Говорят, необычайно грязная Кампания-2011 только набирает силы. Очень может быть. И как бы в оставшееся до дня голосования время кандидаты не вздумали для пущего электорального успеха кидаться друг в друга отходами собственной жизнедеятельности. Правильно, тогда лучше отойти подальше, тем более, что и вблизи, терпеливо утираясь и уклоняясь, мы едва ли услышим от них хоть одно реально выполнимое обещание. Так зачем мараться вместе с ними?
После безуспешного обмена приглашениями Киртоакэ и Додона последовали предложения от политиков схлестнуться соперникам по выборам то на волейбольных площадках, то на татами, то еще Бог знает где. Предложения – одно экзотичнее другого. Хорошо что Воронин лично не участвует в гонке за мэрское кресло. Он бы точно предложил всем соперникам полетать на дельтаплане – вы разве не знаете, что он давно и успешно, как он сам рассказывал заезжим журналистам, увлечен спортом для настоящих мужчин.
Задор, с которым соперника, оторвав глаза от тяжелых предвыборных текстов, стали называть различные виды спорта, говорит, что готовы заняться чем угодно, лишь бы не делом. Сегодня их дело – особенно внимательно и старательно разговаривать с избирателем, а не резвиться собственным остроумием. Но резвятся. И ведь знают же, что никаких волейбольных встреч, никаких борцовских схваток не будет… Потому-то они так смелы, приглашая друг друга показать свою удаль, а фактически объявив права избирателей блажью, от которой надо избавиться как можно скорее, чтобы не было потом разочарований. Если сегодня этих кавээнщиков не остановить в их безответственных и не имеющих отношения к государственным задачам фантазиях, то завтра они (уже на полном серьезе) предложат, скажем, вместо выборов президента и депутатов парламента проводить соревнования по перетягиваю каната. Кто побеждает в таком бесхитростном состязании? Правильно – горлопаны и имеющие соответствующие форме борьбы физические данные люди. Кто в таком случае будет нами управлять? Правильно – они же. А вот имели бы мы право в ответ на их кандидатские возгласы «ага, испугался, смотрите, как он боится, зато смотрите, какой я остроумный и не боюсь» заставить их выйти друг с другом, скажем, на бои без правил. И еще право потребовать: давай-ка по-взрослому: а подсечку ему, а давай брось через бедро с переворотом, и по печени, чтобы сбить дыхание, и в лоб ему пяткой, а потом попрыгай упругой попкой на бездыханном теле побежденного и, наконец, выпрямись в бесспорной позе победителя и зло плюнь себе под ноги. Иначе не изберем.
Для некровожадных избирателей можно устроить перегонки кандидатов с условием – ноги связаны и голышом. И не надо стыдиться, господа, что все болтается, да еще и на людях Вы же не стыдитесь своего болтающегося языка и даже стремитесь, чтобы им заинтересовались как можно больше избирателей. НЕ стыдитесь ведь, так в чем же дело – прыгайте, господа, прыгайте, прыгайте!
Вот к чему мы пришли. И вот нам всем единственно верный вывод. Основные кандидаты на пост столичного мэра едва ли интересуются истинными проблемами столицы и заняты исключительно мелкими задачками по украшению имиджа. Следовательно, они всем нам точно не друзья, т.е. недруги, т.е. всем нам – враги. Говоря языком предков товарища Воронина, они враги народа. Далее. Они, наши враги, предлагают нам, чтобы мы за них проголосовали, и чтобы потом они, наши враги, нами управляли. Кроме того, нам предоставляется право привести к власти своих врагов, от которых, если вдруг нам надоест подчиняться вражьей власти, невозможно избавиться – механизма их отзыва или переизбрания на практике нет никакого. И вот еще. Нам, добровольно избравшим себе своих врагов в начальники, предлагают блюсти уголовный кодекс, контролируемый ими, Конституцию, подправляемую ими, платить налоги, устанавливаемые ими же, и ходить на выборы, чтобы опять избирать таких же.
После этих простых размышлений вопрос, почему в стране такой бардак, представляется таким же наивным, как вопросы о плохих дорогах, обилии дураков во властных структурах, а также о том, кто им, этим дуракам, дал право указывать дороги, по которым нам лучше двигаться.