ИА «Лента ПМР» публикует программный доклад председателя Верховного Совета ПМР, лидера РПП «Обновление» Анатолия Каминского, озвученный на 4 съезде ведущей партии Приднестровья.
Уважаемые делегаты съезда!
Уважаемые гости, представители общественности и СМИ!
Дорогие друзья!
Рад приветствовать вас всех в этом зале на IV Съезде партии «Обновление». Отдельные слова благодарности хочу адресовать нашим российским коллегам за проявленный к нашему мероприятию интерес и участие в нем. Позвольте поблагодарить лидера партии «Единая Россия» В. Путина за высказанную поддержку нашим общим начинаниям, а Председателя Высшего Совета партии «Единая Россия» Б. Грызлова за приглашение принять участие в предстоящем съезде партии «Единая Россия». За понимание сложности решаемых нами здесь в Приднестровье задач, за поддержку, которую Россия оказывает нашему народу.
Сегодня нам предстоит обсудить и принять ряд значимых решений: новую редакцию программы партии и определить кандидата от партии «Обновление» для участия в предстоящих выборах Президента Приднестровской Молдавской Республики. Напомню, что ранее мы приняли решение идти на выборы Президента со своим кандидатом. Это был наш общий осознанный и ответственный выбор. Я уверен, что он способен принести позитивные изменения в ситуацию, которая сложилась в нашей республике.
Дорогие однопартийцы!
11 лет назад наши предшественники задумали благое дело – объединиться в общественное движение для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, обновить ее. Провозглашенные в ту пору основополагающие принципы партии такие как «достойная жизнь», «сильная республика», «эффективная экономика», нашли поддержку и понимание у наших граждан. Со временем мы стали самой многочисленной и представительной политической силой в республике. Сегодня в наших рядах более 4 тысяч человек. Нас поддерживает значительное количество сторонников, которые разделяют наши идеи и действия. По всей республике действуют территориальные представительства партии. «Обновленцам» принадлежит большинство, как в местных представительных органах власти, так и в Верховном Совете.
Однако полагаю, что сегодня пора быть не просто партией парламентского большинства, а стать правящей партией, партией власти, и не только принимать хорошие законы, но и гарантировать их обязательное выполнение.
При этом считаю важным, чтобы люди понимали: нам не нужна власть сама по себе. Мы идем на выборы, идем во власть только потому, что уверены: наш опыт, наши идеи нужны республике, они могут принести пользу и улучшить жизнь наших приднестровцев. Поэтому сегодня, на этом съезде партия переходит к новому этапу в реализации своих программных целей – мы вступаем в борьбу за пост президента. Приднестровью необходимо решительное обновление политической системы, общественной атмосферы, экономических отношений. И я уверен, что партия способна аккумулировать имеющиеся силы и ресурсы для выполнения этих задач и взять на себя ответственность за будущее республики.
Мы подготовили программу переустройства, модернизации страны, суть которой можно выразить кратким слоганом: «СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА, СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ». Напомню, что данная партийная программа была принята за основу на третьем съезде «Обновления». Затем она активно обсуждалась в первичных партийных организациях, в ходе состоявшихся в регионах конференций. Я благодарен однопартийцам за то, что они не остались безучастными к рассмотрению этого важного документа. Их замечания, предложения и поправки были внесены в проект программы партии.
Работа над столь значимым документом как программа потребовала серьезной аналитической и экспертной оценки. В этой связи я хочу сердечно поблагодарить наших стратегических партнеров из партии «Единая Россия» за оказанную ими неоценимую помощь, внесенные предложения и высказанные замечания.
И сегодня, уважаемые делегаты съезда, нам предстоит утвердить и принять программу партии «Обновление» в окончательном варианте. Но перед этим, позвольте мне, основываясь на программных положениях, поделиться своим видением наиболее актуальных вопросов.
Уважаемые делегаты съезда!
Ситуация в республике складывается таким образом, что у нас нет никакой возможности отложить поиск решений на завтра. Увеличивающийся из года в год дефицит бюджета и внебюджетных фондов, отсутствие достаточных ресурсов для оптимального решения социальных проблем и выполнения государством закрепленных Конституцией обязательств в данной сфере, усиление имущественной дифференциации населения, рост социального неравенства и уровня безработицы, массовый отток трудоспособного населения, низкий уровень медицинского обслуживания, проблемы получения молодежью качественного образования, высокий уровень коррупции и как следствие низкая деловая активность наших граждан – вот наша действительность. Поэтому будущее Приднестровской Молдавской Республики, наше с вами будущее, сегодня напрямую зависит от того, сумеем ли мы изменить подходы к решению проблемных вопросов, сможем ли мы сдвинуться с мертвой точки, начать уверенное движение вперед.
Полагаю, что достижение поставленных целей невозможно без определения стратегических задач. В качестве таковых нам видятся задачи по созданию механизмов обновления власти и созданию экономических основ для развития государства.
Следует отметить, что партия уже приступила к созданию эффективной и адекватной системы управления государством. Под этим я подразумеваю инициированные нашей партией конституционные изменения, которые после широкой общественной дискуссии были приняты Верховным Советом. Напомню, что конституционные изменения предусматривают: учреждение нового органа исполнительной власти, правительства, и поста премьер-министра, ответственных за функционирование экономики республики; ограничение нахождения на посту главы государства двумя пятилетними сроками; переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе проведения выборов представительных органов власти. Сейчас идет работа над положениями, касающимися судебной власти и прокуратуры. В дальнейших планах – разработка и принятие изменений, касающихся вопросов местного самоуправления и местного государственного управления.
При этом считаю, что нам необходимы принципиальные изменения самой сути и стилистики работы государственного механизма. Не граждане для государства, а государство для граждан – вот как ставит вопрос наша партия. Идеология партии «Обновление» заложена в основу наших программных целей – построение социального государства, опирающегося на развитое гражданское общество, многопартийность и эффективная рыночная экономика. Именно так мы покончим с засильем бюрократических кланов, которые душат любую инициативу, с чиновниками-коррупционерами. Уверен, что в этом «Обновление» поддержат все приднестровцы, весь наш народ.
Убежден, что достижение политических целей должно идти параллельно с решением задач по улучшению социально-экономической ситуации в республике. У Приднестровья есть свои конкурентные преимущества, и нам необходимо реализовать их. Это в свою очередь возможно только в условиях стратегического планирования и стратегического управления государством.
И партия Обновление» уже приступила к разработке такого документа. В этой связи хочется особо поблагодарить российских специалистов из Центра стратегических разработок, оказывающих неоценимую помощь в разработке Стратегии развития Приднестровья до 2025 года. Данный документ должен стать настоящей «дорожной картой» для будущего правительства республики и в совокупности с консолидацией усилий всех ветвей власти ПМР, эффективным использованием внутренних резервов, привлечением внешних инвестиций способствовать развитию экономики нашего государства.
Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что на начальном этапе работы над Стратегией нам довольно часто приходилось слышать весьма нелестные высказывания в свой адрес по поводу целесообразности разработки такого документа. Есть такие сомневающиеся и сегодня, которые рапортуют о том, что ситуация у нас, дескать, вполне стабильная и мы являемся что не на ест успешным и самодостаточным государством. Это при том, что дефицит консолидированного бюджета на текущий год составляет более 60% и в следующем году по прогнозам ситуация не улучшается, а значительно ухудшается. Вот где вопросы – вот вам и так называемая «СТАБИЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ».
Сейчас мы выживаем за счет помощи России, за счет тех средств, которые поступают нам в виде гуманитарной и технической помощи, а также, говоря откровенно, за счет используемых газовых средств.
Кстати говоря, на этом фоне абсурдными выглядят попытки навязать мнение отдельных младореформаторов, что Россия нас собирается сдавать. Очевидно, что все это не более чем провокационная ложь и спекуляции, которые уводят нас от решения главной задачи — повышения качества жизни людей, сокращения оттока трудоспособного населения, создания условий для устойчивого роста экономики и стабильного развития республики в целом. Нельзя жить бесконечно долго только за счет внешней помощи. Необходимо находить пути мобилизации внутренних ресурсов и двигаться вперед, опираясь на собственные силы и имеющиеся в республике конкурентные преимущества.
В сложившейся ситуации в качестве отправных точек, способных изменить положение, нами определены три ключевых направления:
– развитие агропромышленного комплекса;
– развитие среднего и малого бизнеса в сфере производства;
– создание благоприятного инвестиционного климата.
Следует отметить, что на протяжении ряда лет ситуация в агропромышленном комплексе нашей республики являлась крайне сложной. Ситуация начала постепенно исправляться после реализации в республике проекта по оказанию технической помощи, предоставленной Российской Федерации. За период с 2008 по 2011 гг. Приднестровью было выделено 214 млн. российский рублей, которыми воспользовались более 40 субъектов АПК. Это дало им возможность приобрести и обновить сельскохозяйственную технику, заложить порядка 76,3 га молодых виноградников и садов, провести работы по раскорчевке земель, занятых под многолетними насаждениями.
Но это только начало. Сегодня в рамках разработки Стратегии 2025, Верховным Советом осуществлена работа по обсуждению с хозяйствующими субъектами Приднестровья мер дальнейшей поддержки аграрного сектора, а также проведены консультации с российскими экспертами. Проявленная сельхозпроизводителями заинтересованность в расширении льготной кредитной помощи, позволила нам убедить коллег в Российской Федерации и получить 300 млн. российских рублей на дальнейшее развитие агросектора. Первый транш финансовой помощи в размере 100 млн. российских рублей для этих целей уже зачислен на счета Верховного Совета. Договоренность о получении 300 млн. руб. дает возможность развития малого и среднего предпринимательства в городе и на селе, и в частности создания предприятий перерабатывающей промышленности.
В области малого и среднего бизнеса должен быть создан благоприятный климат для предпринимательства: стимулирующая система налогообложения; устранение административных барьеров; финансовая, информационная, организационно-методическая помощь. При этом налоговые стимулы, это отнюдь не благотворительность со стороны государства, они призваны привести в действие механизмы самостоятельного развития, мобилизации и изыскания внутренних резервов. И, наконец, необходимо установление четких рамок вмешательства фискальных и контрольных органов в хозяйственную деятельность.
В условиях острого дефицита государственных средств именно частные (как внутренние, так и внешние) инвестиции имеют основное значение в качестве фактора экономического роста. В республике действует комплекс законодательных решений, направленных на создание комфортных условий для субъектов, вкладывающих средства в развитие экономики государства. Вместе с тем, помимо неопределенности политико-правового статуса республики и внешних факторов сдерживания экономического развития, существует ряд внутренних негативных причин, таких как бюрократический пресс, коррупционные схемы, громоздкость административных и таможенных процедур, которые не позволяют приблизиться к приемлемому балансу между потребностью экономики в финансовых ресурсах и источниками их поступления. В сложившихся условиях мы планируем приступить к реализации программы, разрабатываемой в рамках Стратеги 2025, по привлечению в ПМР прямых иностранных инвестиций. Многие скептики считают, что это невозможно до тех пор, пока мы – непризнанное государство. Но у нас есть примеры, которые показывает, что как раз развитие открытой для внешних инвестиций экономики может стимулировать решение и политических вопросов. Мы считаем, что привлечение прямых иностранных инвестиций возможно и необходимо в Приднестровье. Для этого нами будет создана свободная экономическая зона. При разработке концепции свободной экономической зоны предполагается сформировать систему налоговых и таможенных льгот для её резидентов с использованием лучших мировых практик, адаптированных к нашим особенностям. Для резидентов свободной экономической зоны должен быть введен мораторий на изменение налогового и таможенного режима на несколько лет.
При этом следует понимать, что формирующиеся экономические и политические механизмы, которые позволят республике развиваться, смогут эффективно функционировать только при условии искоренения существующих кланово-коррупционных схем.
Коррупция уничтожает веру людей во власть, в государство, заставляет их терять чувство собственного достоинства. Борьба с этим явлением должна вестись государством совместно с гражданами. Ведь для эффективной борьбы с ней важна не только законодательная база, но в первую очередь – отношение к этому явлению в обществе. Нам всем нужно знать и, главное, исполнять законы.
Сейчас на рассмотрении Верховного Совета находится пакет антикоррупционных законопроектов, призванных определить оптимальную законодательную модель, которая поможет уничтожить и не дать развиться этому явлению, и на часть из которых поступило, к сожалению, отрицательное заключение Президента. Но мы намерены активизировать работу в данном направлении и добиться принятия этих законопроектов.
Хотел бы отметить, что, по моему глубокому убеждению, в Приднестровье и сейчас есть законодательные и институциональные ресурсы для того, чтобы борьба с коррупцией стала борьбой не на словах, а на деле. Но даже те меры ответственности, которые предусмотрены действующим законодательством, применяются правоохранительными органами с величайшей осторожностью, граничащей с полным бездействием. Например, в 2010 году Прокурором республики не внесено ни одного акта прокурорского реагирования и не выявлено ни одного нарушения в сфере государственной службы и борьбы с коррупцией.
Нынешний год, правда, принес некоторые результаты в этой области, возбужден ряд громких дел, пресечены преступные проявления. Хочется выразить надежду на то, что это только начало полномасштабной борьбы по искоренению коррупционных проявлений и означает оно исключение чиновников из касты неприкасаемых.
Кроме упомянутых мною законодательных решений полагаю, что в качестве конкретных мер по борьбе с коррупцией должны быть приняты следующие меры:
1. обязательное декларирование государственными служащими, депутатами, судьями и членами их семей доходов, собственности и расходов. При этом анализу должно подвергаться соответствие задекларированным доходам расходов, которые производят стоящие на службе государству лица;
2. публичность проведения тендеров в целях обеспечения деятельности органов государственной власти;
3. сокращение количества выдаваемых разрешений, согласований, лицензируемых видов деятельности;
4. ревизия и четкое определение государственных функций и тех услуг, которые должны оказываться исключительно государственными органами. Отказ от несвойственных государству полномочий и передача их специализированным организациям;
5. осуществление государством бесплатно тех услуг, которые относятся к исполнению государственных функций, жесткая регламентация сроков, чёткое разграничение запрещенного и разрешенного, пересмотр массива подзаконных актов и введение простых, понятных и соразмерных правил ведения предпринимательской деятельности.
Уважаемые делегаты съезда!
Одной из важнейших проблем, которую нам предстоит решить, является неурегулированность земельных правоотношений. Существующей неопределенности с правами на землю, неурегулированности объема прав пайщиков и страху тех, кто фактически провел эксперимент на людях, а не эксперимент по преобразованию сельскохозяйственных предприятий, должен быть положен конец. Необходима скорейшая разработка и принятие государственной и муниципальных программ инвентаризации земель. Сегодня государство как нерадивая хозяйка не знает, где, сколько и какой у него имеется земли. Согласитесь, что такая ситуация не может считаться нормальной. Поэтому уже сейчас, по моему поручению депутаты, специалисты Верховного Совета выезжают в районы, делают соответствующие запросы в исполнительные органы власти, собирают информацию по хозяйствам, в которых было проведено перераспределение земель между работниками. И мы доведем эту работу до логического конца.
Дорогие однопартийцы!
Нам необходимо добиться реального улучшения качества жизни приднестровцев. Поэтому мы обязаны проводить целенаправленную политику социальных преобразований. Для этого нам предстоит провести ряд изменений в области здравоохранения, пенсионной системы, материнства и детства, в системе профессионального образования.
Реализация важнейших задач здравоохранения потребует серьезной модернизации сложившейся в Приднестровье системы оказания медицинской помощи, которая должна включать в себя:
– повышение эффективности использования ресурсов, в первую очередь за счет акцента на профилактические мероприятия и раннюю диагностику;
– введение системы добровольного медицинского страхования, системы лекарственного страхования и возмещения гражданам стоимости жизненно необходимых им лекарств.
Необходимо разработать и реализовать специальные программы: по поддержанию здоровья населения, качества жизни инвалидов и пенсионеров. Особым приоритетом мы считаем меры по охране здоровья детей и женщин, по поддержанию семейных ценностей и стимулированию рождаемости.
Особо сложная ситуация складывается в системе пенсионного обеспечения. В настоящее время в Приднестровье проживает свыше 136 тысяч пенсионеров, что составляет около 27% населения. Предпринимаемые меры по совершенствованию законодательства в сфере пенсионного обеспечения позволили добиться своевременной выплаты пенсий, ежегодно повышать их размер с учетом уровня инфляции.
Вместе с тем, отмечается ежегодное увеличение дефицита Пенсионного фонда, растет нагрузка по пенсионным выплатам, вызванная тем, что число пенсионеров фактически остается стабильным, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков, наоборот, снижается. В частности, нагрузка увеличилась с 755 человек в 2003 году до 1090 человек в 2011 году на 1000 занятых, то есть на 44% за 8 последних лет.
Указанные обстоятельства не позволяют, и об этом надо прямо говорить, обеспечить приемлемый уровень пенсий. В связи с этим Верховный Совет предпринял усилия по получению от России гуманитарной финансовой помощи в виде надбавок в сумме 150 руб. для приднестровских пенсионеров. И за это мы выражаем огромную благодарность России, ее руководству.
В целом же отмечу, что действующая распределительная пенсионная система, применяемая в республики, себя не оправдывает. Поэтому, с учетом международного опыта построения моделей пенсионного обеспечения считаю необходимым совершенствовать законодательство в сфере пенсионного обеспечения с тем, чтобы поэтапно перейти на смешанную накопительно-распределительную систему.
Уважаемые однопартийцы!
Все наши усилия, борьба, стремления – ради того, чтобы у Приднестровья было будущее. А это будущее принадлежит молодежи. Из личного общения с представителями молодого поколения я знаю, что для сегодняшней молодежи актуальными являются проблемы, связанные с получением качественного образования, недостатком рабочих мест, организацией досуга, решением жилищных вопросов и ряд других. Законы, которые мы принимаем и с помощью которых распределяем республиканский бюджет, помогают решить некоторые из этих проблем. В целом же следует признать, что данных средств не хватает, что также побуждает нас предпринимать меры, о которых я говорил выше, и которые направлены на повышение экономического благополучия граждан.
Особенно актуальным является вопрос об участии молодежи в политических процессах, а попросту говоря — о приходе молодежи во власть, на руководящие посты. У нас в республике есть Молодежный парламент. Надеюсь, из Молодежного парламента вырастет новое поколение приднестровских политиков и управленцев — современных, творческих, целеустремленных.
Мы видим также свой долг в том, чтобы создать условия, чтобы наша молодежь, получив образование в вузах России, ПМР, других стран, не разъезжалась бы в поисках лучшей доли, а применяла свои знания здесь, строя свою республику. Исходя из потребностей нашей экономики, этому частично могла бы способствовать переориентация молодежи на овладение рабочими специальностями, получение профессиональных навыков в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, бизнес-образования, которое бы давало студентам практические навыки предпринимательства, и, конечно, технологическое образование в области сельского хозяйства и производства продуктов питания.
Также хочу проинформировать вас, что в настоящее время ведутся консультации с российскими коллегами по предоставлению нам финансовой помощи для целей льготного кредитования молодых семей. Я надеюсь, что при поддержке «Единой России», депутатов Государственной Думы нам удастся реализовать и этот значимый проект.
Дорогие друзья!
Любая стратегия развития может быть успешна лишь при опоре на духовно-нравственный потенциал общества. Приднестровье — часть православной России, кусочек поликультурного русского мира. Независимость, международное признание и интеграция с Россией — это стратегический курс, избранный нашим народом. Он лежит в основе программы партии «Обновление», в основе деятельности всех конструктивных политических сил ПМР.
Другой вопрос, что представление о тактике, очередности и методах действий могут различаться. Вот для того, чтобы консолидировать ради дела то, что нас объединяет, отложив разногласия в сторону, год назад был создан межпартийный союз «Вместе с Россией!». Начало ему положили три приднестровские партии — «Обновление», «Прорыв!» и «Справедливая Республика». Сегодня движение «Вместе с Россией!» открыто для присоединения новых участников, в него уже вошло более 15 общественных организаций и инициативных групп граждан. Я уверен, что этот процесс будет иметь свое продолжение, поскольку наше движение создано не ради сиюминутной предвыборной конъюнктуры. Перед нами стоят такие значительные задачи, что справиться с ними в одиночку не сумеет никто. Они требуют консолидации всех здоровых сил общества.
Одной из таких целей мы видим пересмотр решения об оформлении российского гражданства исключительно в посольстве Российской Федерации в Кишиневе. И мы проложим все силы для достижения этой цели с тем, чтобы всякие искусственные барьеры между жителями Приднестровья и Россией были устранены!
Уважаемые коллеги!
В ходе референдумов 1991 г. и 17 сентября 2006 г., сегодня мы отмечаем его пятилетие, наш народ проголосовал за независимость республики. Мужество и героизм приднестровцев, уверенность в правильности избранного пути помогли нам ее отстоять и вот уже 21 год мы идем к нашей цели – международному признанию республики.
Понятно, что путь будет долгим и нелегким, но нужно преодолевать трудности, отстаивать свои интересы, точно видеть препятствия. Неизменным должно оставаться главное: говорить с Приднестровьем с позиции силы бесперспективно. История это уже доказала. И хотелось бы, чтобы к этому пониманию реальности как можно быстрее пришли и в других странах.
Мы категорически не приемлем утверждения о том, что на переговорах по формуле «5+2» готовится какая-то «сдача» Приднестровья, да еще при участии России. Переговоры — это позитивный процесс выхода из международной изоляции. Смысл цивилизованного диалога в том, чтобы извлечь из него пользу для народа Приднестровья. Видимо, о «сдаче» говорят те, кого волнует не судьба республики, а судьба собственных привилегий. Открытая экономика, борьба с коррупцией, демократизация общества, равенство всех перед законом страшат их больше всего остального.
Друзья мои!
В декабре приднестровцам предстоит избирать президента. Наша партия и движение «Вместе с Россией!» прокладывают курс обновления, общества и государства. Я верю, что именно этот курс предпочтут граждане республики.
Я в полной мере осознаю ответственность, которая сегодня возложена на нашу партию. Предстоит значительная работа, и я надеюсь на поддержку коллег, на поддержку однопартийцев, всех приднестровцев, кому не безразлична судьба нашего народа и государства. Думаю, что вместе мы сумеем преодолеть трудности и утвердить в республике позитивные перемены.
Уверенности в успехе нам придает мощная поддержка со стороны правящей политической силы Российской Федерации — партии «Единая Россия» и ее лидера Владимира Путина. Верю, что вместе с Россией мы победим! Спасибо.