iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дмитрий Соин: Приднестровью необходимы демократические и свободные СМИ

Как сообщает ИА “Лента ПМР” 23 января в Тирасполе состоялось заседание Совета учредителей государственных СМИ, на котором утверждались кандидатуры главных редакторов радио и телевидения. Были представлены кандидатуры: Екатерина Пошелюк, – радио ПМР и Александр Туфанюк, – телевидение ПМР. Представляем вашему вниманию вопросы членов Совета и ответы претендентов на столь ответственные информационные посты, которые показались редакции ИА «Лента ПМР» наиболее интересными и концептуальными.
Дмитрий Соин, парламентарий, член Совета. Вопрос по радио: Как Вы оцениваете текущее состояние государственного радио, какова его аудитория, каков охват вашим радиовещанием населения Приднестровья и зарубежья, ведется ли такая статистика. Какие на Ваш взгляд программы можно назвать рейтинговыми, а какие программы уже устарели и не пользуются популярностью. И в контексте этого, как Вы видите дальнейшее развитие государственного  радиовещания в Приднестровье.
Пошелюк Екатерина, претендент на должность главреда, ответ: Констатирую, что радио не в очень хорошем состоянии. Во-первых, с 2008 года мы не имеем собственного здания и коллектив располагается в чужом помещении, не приспособленном  для нахождения. Там нет звукозаписывающих студий, даже санитарно-гигиенические условия  не очень. Часть коллектива до сих пор находится в вынужденном простое. Если вы помните, это было вызвано наводнением  2008 года, когда здание было подтоплено и нас эвакуировали. В  то время экстренные выпуски новостей в прямом эфире выходили буквально каждый час и спасатели зачастую от нас узнавали, где происходят прорывы дамб. 
У нас есть программы вещания, которые выходят на дальнее зарубежье на иностранных языках. С тех пор к этим программам удалось  добавить выпуски на украинском и молдавском языке, а так же тематические и авторские программы, то без чего эфир невозможен. Нам удалось восстановить прямые эфиры всех государственных и республиканских мероприятий  и добавить еще  специальные программы, выводящие на какие-то актуальные темы в связи с текущими событиями в республике. Можно констатировать на сегодняшний день, что  в сравнении с любыми СМИ в республике, наш эфир превышает в несколько раз потенциал негосударственных СМИ. Я имею ввиду исключительно оригинальное вещание, это не чужие фильмы или программы, то есть исключительно собственное  производство, тематические и авторские программы. И вот в 2 раза этот эфир превышает эфир государственного телевидения, при том, что творческий и технический коллектив составляет менее 50 человек, работающих в неподобающих условиях. Это недостаток студий, отсутствие звукоизоляции, большая скученность, нехватка столов,  компьютерной техники и естественно персонала. Но к сожалению, это далеко от идеала,  далеко от того, что должно быть на государственном радио, которое, подчеркиваю, вещает  на  территорию Приднестровья, приграничных районов Молдовы и Украины, на всю территорию СНГ и практически всего мира, о чем приходят подтверждения практически ежедневно по электронной и обычной почте. Мы вещаем на 6 языках: на трех официальных (русском, украинском и молдавском) и на 3-х иностранных языках(английском, немецком и французском). Тексты с актуальными новостями ежедневно выкладываются на сайте радио на иностранных языках. Изучение посещаемости нашего сайта показывает что у нас есть люди которые регулярно  читают по будням нашу информацию. Главная функция радио оперативность доступа к информации, обеспеченна. Вещание, насколько я знаю, охватывает всю территорию  республики.  Может быть низменные районы Рыбницкого района недостаточно охвачены, но, к сожалению, ретрансляторы находятся в ведении другой организации. К сожалению, вести какие-либо целенаправленные социальные опросы нашей аудитории, у нас нет средств. Ну если сравнивать эфир нашей радиостанции  с наиболее популярными здесь  в Приднестровье развлекательными радиостанциями, то можно сказать, что по популярности мы практически идентичны. Основная аудитория нашей радиостанции это взрослые, думающие люди от  40 лет и старше. Есть и молодежь, безусловно. По популярности выпусков самые рейтинговые, это утренние и вечерние выпуски новостей.
Дмитрий Соин, вопрос: Вся информационная система ПМР, особенно последние годы,  строилась на   принципах глубокой цензуры и узкой, официозной политической направленности.  По сути, государственные масс-медиа, были орудием  в руках правящей группировки. То, как государственные СМИ подавали информацию о партиях, об оппозиции и кстати о ныне действующей власти, можно назвать информационным террором. Екатерина Николаевна, мы прекрасно понимаем, что Ваша трудовая биография связана с работой в условиях смирновского режима, вы все эти годы формировались в его информационно-идеологической среде, в том числе и как руководитель. Вы сможете в новых условиях обеспечить самое главное: равный доступ всех политических сил на радио? Сможете ли вы обеспечить свободный доступ в эфир альтернативных точек зрения политиков и независимых экспертов? Сможете ли вы создать программы, в которых противоположные точки зрения будут конкурировать, для того, чтобы радиослушатель мог сам выбрать ту или иную позицию для себя. Вот в чём вопрос. А так, от перемены мест слагаемых, сумма то не меняется. Если сегодня стоит задача просто переназначить редакторов, то Совету можно было бы и не собираться. Мы, на самом деле, должны ставить вопрос  о глубоком реформировании медийной сферы. Посмотрите, какие острые политические программы дают россияне, хотя их даже обвиняют в том,  что там жёсткий режим. Посмотрите публичные ринги политиков, дискуссионные и острые аналитические программы. У нас все эти годы, остриё пропаганды было направлено на конкретные цели и задачи, это компрометировать противников режима. Вам Екатерина Николаевна, придётся уже в новых условиях работать. Насколько вы готовы демократизировать радио?
 Екатерина Пошелюк: Спасибо за вопрос. Если Вы слушали радио, то наверняка заметили, что у нас особой ангажированности, в эфире не было. Во главу угла всегда ставилось соблюдение существующих законов и норм. Давление сверху, особенно в предвыборной кампании было, но  я бы тут не сидела, если бы следовала каким-то указаниям, которые противоречат здравому смыслу и закону. Я думаю нам бы немного помощи от  учредителей и возможности повышения квалификации сотрудников. Потому что нас тому о чем Вы говорите (выпуск современных, острых программ, прим.ред.) тут не учат, этому учат в Москве. У них факультет журналистики – это практически лаборатория, то есть они на практике учатся всё  это делать.
Дмитрий  Соин: Когда-то была хорошая практика: радио сдавало свой эфир частному производителю информационных программ. У нас (ММК-НДП «ПРОРЫВ!») была на радио 25-ти минутная программа причем в прямом эфире. Мы перечисляли за это радио деньги. Естественно, там не пропагандировалось насилие или экстремизм. Это была 25-минутная еженедельная программа «Инфо-Прорыв!» на коммерческой основе, что было всем выгодно. Потом по известным политическим причинам все это прекратилось и я надеюсь, что такие формы работы возродятся сейчас. Но для этого надо будет перестраивать  мышление.
Дмитрий Соин, вопрос Андрею Туфанюк, претенденту на должность главного редактора ТВ ПМР: Я бы хотел Вас,  Андрей Николаевич, спросить, каким образом будет обеспечиваться доступ на государственное телевидение общественным организациям, политическим партиям, и в целом гражданскому обществу ПМР. При Смирнове, туда имели доступ только жёстко отфильтрованные официозные организации. Это очень серьёзный вопрос. Если мы смотрим как работают каналы в России, Молдове или Украине, то там на тех же российских каналах представлены все политики, от оппозиционного Навального до премьера Владимира Путина. Понятное дело, что Путин или Медведев  присутствуют на экране в большем объёме, а оппозиция в меньшем, но тем не менее, страна видит, что в России есть не только Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем, а ещё хоть кто-то из оппозиции. В контексте этого возникает  вопрос: Как реализовать свободу СМИ и право доступа на экраны всех политических сил Приднестровья?  Может необходимо создать дополнительную редакцию политических программ, запустить ток-шоу с участием политиков и общественников, может еще какие-то есть варианты? Это очень важно с точки зрения реформы и демократизации информационной политики в ПМР. И второй вопрос: у нас, когда шли все эти внутриполитические тяжбы между президентом и Парламентом, нарушались некоторые положения закона о том, что депутат раз в месяц имеет право представить свой материал на телевидение и Радио, если данному депутату, конечно, есть что сказать гражданам. Будет ли выполняться эта норма закона новым руководством телевидения, и как в этом отношении мы будем взаимодействовать?
Андрей Туфанюк: По поводу вашего вопроса, Дмитрий Юрьевич, я уже от себя могу сказать, что программу «Депутатский час» никто не отменял и это та самая площадка, которую можно и нужно использовать, не только для обзора происходящих в Парламенте событий, но и для размещения отдельных сюжетов о работе депутатов.
Дмитрий Соин: И всё-таки ответьте, Андрей Николаевич, как главный редактор, будет ли обеспечен у нас хоть какой- то доступ общественным организациям и  политическим партиям на телевидение? Нужны ли новые лица среди экспертов и политиков? С точки зрения технологии вещания и дизайна, улучшения определённые есть, но даже субботняя итоговая программа «Наблюдатель» состояла из очень короткого и однобокого политического блока. Это всё-таки аналитическая программа.  Далее были репортажи о том, как правильно купаться,  обтираться полотенцем и прочее, что явно выходит за формат аналитической программы. Для этого всё-таки есть такие передачи, как «Здоровье», «Утренний кофе» и другие.
Андрей Туфанюк: Это всё зависит, во-первых, от информационных поводов, которые будет давать то самое гражданское общество и  эксперты. Дело в том, что любое СМИ  – его рейтинг  определяется тем, на сколько оно привлекательно для граждан. Мы хотим чтобы телевидение было иным, чтобы оно было смотрибельным,  интересным, чтобы люди увидели и приняли новое телевидение, чтобы оно, действительно, стало популярно.

Под ред. ИА «Лента ПМР»