Политолог, журналист, магистрант факультета международных отношений, политических и административных наук Государственного университета Молдовы Эрнест Варданян специально для ИА «Лента ПМР» прокомментировал арест Оксаны Ионовой – «кошелька» смирновского клана.
Одним из главных событий последних дней в Приднестровье продолжает оставаться заключение под стражу бывшего председателя Центрального банка непризнанной республики Оксаны Ионовой. Еще более интересны обстоятельства, связанные с заседанием суда, который должен был выдать санкцию на арест Ионовой сроком на два месяца, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Приднестровья.
Та грязная коррупционная игра, которая началась сразу после задержания «кошелька» смирновского клана сотрудниками КГБ, лишний раз показала, что казнокрадство и мздоимство глубоко пронизали все властные структуры при прежнем режиме. Дело дошло до того, что Евгений Шевчук раскритиковал действия прокурора республики Анатолия Гурецкого за пассивность в деле Ионовой – то есть за отказ подписывать ходатайство стороны обвинения о заключении подозреваемой под стражу и ее переквалификации в обвиняемую. Фактически «государево око» превратилось в адвокатов человека, которого обвиняют в хищениях в особо крупном размере.
Помнится, когда я сам находился в СИЗО, наслышался дюжины историй о том, как за гораздо менее тяжкие преступления прокуратура «штамповала» ходатайства о заключении под стражу, и суд почти всегда шел навстречу «пожеланиям» прокуроров. Странно, что сегодня в этом резонансном деле надзорный орган не проявляет такой принципиальности!
Впрочем, ничего странного. Вскрытие коррупционного гнойника, на которое решился Евгений Шевчук, не может пройти гладко. Анатолий Гурецкий – один из немногих оставшихся у власти представителей «старой гвардии», причем его отстранение от должности, захоти этого Шевчук, должно пройти через Верховный Совет, где большинство по-прежнему сохраняется за политической силой, которая была и остается «продуктом» прежнего режима. Парламентское большинство и связанная с ней финансовая сила – плоть от плоти смирновский режим.
Для меня совершенно очевидно, что этот режим не считает себя проигравшим, иначе бы не решился в открытую бросить вызов новому президенту Приднестровья. Пользуясь подконтрольностью Верховного Совета и через него – прокуратуры, а также задействуя связи Антюфеева в Москве, клан Смирнова сейчас будет вставлять палки в колеса Евгению Шевчуку, понимая, что теряет уже не только власть, но и накопленные «непосильным трудом» капиталы и даже, быть может, свободу!
Однако «старая гвардия» упускает из виду одну немаловажную деталь: впервые о хищениях в особо крупных размерах заговорил Следственный комитет Российской Федерации еще минувшей осенью, и Оксана Ионова была названа в качестве одного из главных фигурантов. Тогда многие в Тирасполе восприняли эту новость как «просто» рычаг давления на Смирнова, который проигнорировал настойчивую просьбу Москвы не баллотироваться, будучи абсолютно уверенным в своей очередной победе на выборах.
Однако и после поражения Смирнова Следственный комитет не приостановил расследование, четко дав понять, что прежний приднестровский лидер прошел точку невозврата, за которым начинаются, мягко говоря, сложности. Вероятно, поэтому он вместе с кланом предпочел не выезжать из Приднестровья, надеясь переждать бурю на не контролируемой международным сообществом территории.
Меня радует принципиальность, которую проявляет Евгений Шевчук в деле борьбы с коррупционным «наследством» прежнего режима. Меня также радует его открытость обществу, его готовность раскрыть перед населением невеселую картину экономической ситуации, в которую вогнала когда-то цветущий край прежняя власть. И в то же время меня возмущает беззастенчивость и наглость, граничащая с цинизмом, немногих оставшихся у власти вчерашних «небожителей», которые 20 лет пели народу Приднестровья красивые песни о трогательной заботе и любви к людям, а как только вылетели из своих кресел, показали истинное нутро – казнокрадов и взяточников.
Соб. корр. ИА «Лента ПМР»