На прошедшей неделе в комментариях к первому официальному визиту специального представителя президента России по Приднестровью, вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина в Приднестровье и Молдавию, ряд экспертов и политиков обозначили как крайнюю возможную степень разрешения приднестровского вопроса федерализацию Молдавии.
Так бывший коммунист, а ныне социалист и депутат парламента Игорь Додон выступил с заявлением о том, что “федерализация Республики Молдова является единственным реальным решением для приднестровской проблемы и только так возможно, мирным путем, восстановление территориальной целостности страны, в границах бывшей МССР”. При чем тут Советская Молдавия? Читал ли хоть Декларацию о независимости своей страны Додон? Но и это безумное напоминание о МССР, отвергнутое ещё в Декларации независимости современной Молдавии, осталось бы экстравагантной выходкой недавнего коммуниста, если бы немедленно его подачу не принял известный молдоненавистник и русофоб, американский политолог и публицист Владимир Сокор. Он подверг острой критике саму идею федерализации Молдавии и тут же отметил, что теперь это необратимо, так как молдавские дипломаты на переговорах в Вене признали равенство сторон переговоров, не устояв перед напором нового приднестровского министра иностранных дел Нины Штански. Очевидно и тов. Додон и его как бы оппонент румыноамериканец Владимир Сокор лукавят, определяя и фиксируя федерализацию Молдавии как предельно возможный и компромиссный вариант в переговорах по молдо-приднестровскому урегулированию. Сегодняшняя Молдавия и так фактически федерация, состоящая из центральной Молдавии и Гагаузии. Неподконтрольное Кишиневу, самоопределившееся как независимое государство Приднестровье никаким образом вообще не относится к Молдавии. Какие еще тов. Додон желает выделить субъекты молдавской федерации? Украинский север со столицей в Бельцах? Болгарский юг со столицей в Тараклии? И еще Европейскую Ром-Цыганскую республику со столицей в Сороках? Цыганский народ тоже ведь достоин хотя бы национальной республики в составе молдавской федерации. Так вот любому молдавскому лавочнику, а тем более политику, ясно и понятно, что Приднестровская Молдавская Республика не входит даже гипотетически в эту Молдавскую федерацию. Мало кто в Молдавии сомневается, что в случае всё-таки оформления даже конфедеративного договора с Приднестровьем, полная независимость последнего дело двух-трех месяцев спустя.
Зачем же лукавить? Не лучше ли сейчас, не теряя драгоценного времени и формируя свою собственную повестку, молдавским властям совместно с приднестровскими партнерами определить и зафиксировать соответствующим образом независимый статус Приднестровской Молдавской Республики как второго молдавского государства. Этот акт не только развяжет затянувшийся узел региональных проблем, но и позволит сохраниться Молдавии как суверенному государству. А каким ему быть, наверное, надо решить самим народам, населяющим это самое бедное государство в Европе.
В любом случае, и Молдавии и Приднестровью как воздух необходимо развитие экономическое, политическое, социальное. Вопрос признания суверенитета Приднестровской Молдавской Республики Молдавией – это вопрос о её собственном суверенитете. Не будет независимого Приднестровья – не будет Молдавии. Бессарабию как территорию неминуемо поглотит Румыния.
20 лет ПМР как непризнанный якорь удерживает молдавскую государственность на плаву. Ресурсы Приднестровья изношены, люди устали. Но в любом случае Приднестровье не бросят ни Россия, ни Украина. А вот судьбу Молдавии, очевидно, придётся решать самим молдаванам. И уже не прятаться за “федерализацию”, чтобы опять пришёл дядя-гарант и накормил всю деревню со всеми её агрономами и партийными ячейками. Либо немедленно признать независимость ПМР и тем самым утвердить свой собственный суверенитет, либо стать навсегда натурализованными румынами. Во втором варианте все молдавские политики будут уже никому не нужны. Ведь кто сейчас вспомнит те временные фигуры во главе ГДР, которые объединили её с ФРГ? Они никто и звать их никак.