Автор:
Виталий Журавлёв, к.с.н., заместитель начальника
информационно-аналитического центра социологического факультета
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
эксперт комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ и связям с
соотечественниками.
О роли православия и Русской
Православной Церкви в сохранении Русского мира как русской цивилизации
на VIII Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и
решения» Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН)
РАН, Москва 18-19 декабря 2007 г.
В последние время в
России на уровне органов государственной власти и на уровне институтов
гражданского общества явно намечается тенденция поиска цивилизационной
идентичности, места позиционирования России в мировом глобальном
процессе.
Можно отметить такие фундаментальные программы, как
Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг.,
Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 гг.)» и
Государственная программа содействия переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом.
В октябре 2006 г. на
Всемирном конгрессе соотечественников, прошедшем в Санкт-Петербурге,
было принято решение создать Координационный совет российских
соотечественников. Последнее заседание Координационного совета
состоялось буквально на днях 3-6 ноября 2007 г. в Москве.
21
июня 2007 г. в целях популяризации русского языка, а также поддержки
программ по его изучению за рубежом, Президент РФ подписал Указ о
создании фонда «Русский мир».
По словам главы Департамента МИД
РФ по работе с соотечественниками за рубежом Александра Чепурина,
Россия намерена добиваться присвоения русскому языку статуса
государственного в ряде стран бывшего Советского Союза где проживает
многочисленная русская община.
Эти и другие факты говорят о
том, что Россия перестаёт стесняться называть себя русским
государством, вкладывая в это понятие широкий социокультурный смысл.
В этой связи необходимо коцептуализировать понятие «русский мир»,
выработать современную научную доктрину русской цивилизации, русского
пространства.
Принципиальным моментом в концепции «Русского
мира» является то, что его необходимо рассматривать как Русскую
цивилизацию, то есть использовать цивилизационную парадигму и концепцию
многополярного мира.
В отечественной и мировой науке эта
концепция разрабатывается, начиная со второй половины XIX века,
русскими и зарубежными учёными, такими как Н. Данилевский, К. Леонтьев,
Н. Трубецкой, Н. Устрялов, П.Сорокин; О.Шпенглер, А.Тойнби, С.
Хатингтон и другие авторы. В настоящее время многополярный
цивилизационной подход продолжает оставаться мейнстримом
общественно-социальной мысли России и зарубежья.
Принципиальным
является то обстоятельство, что цивилизационный подход релевантно
объясняет современные и исторические события. Исследования историков,
социальных философов, политологов, социологов, экономистов,
антропологов и др. специалистов в области социальных и гуманитарных
наук в рамках цивилизационного подхода не противоречат, а взаимно
дополняют друг друга, что позволяет целостно описывать исследуемую
социальную реальность.
Когда в рамках цивилизационного подхода
говорится о Русском мире, то тем самым признаётся, что он обладает
русскими культурными кодами, религией, традицией, языком, национальным
характером, представлением о добре и зле, отношением к собственной и
мировой истории и т.д.
Русский мир как Русская цивилизация
означает признание исторической непрерывности русской
государственности, начиная со времени Киевской Руси – Московского
царства – Российской империи – Советского Союза – и заканчивая нынешней
Российской Федерацией и интеграционными процессами постсоветского
пространства.
Русский мир как цивилизация, не может развиваться
вне определённого пространства, вне определённой территории. У русских
есть своё географическое сознание, которое говорит о том, что есть
Русская Родина и Русский дом. Русские имеют свою историческую
территорию – евразийское постсоветское пространство, на котором
развивалась русская политическая история, на котором формировался
антропологический и этнографический тип русского человека, особенности
его психического характера, которое обеспечивает экономическую основу
бытия и воспроизведению русского мира в физическом и духовном смысле.
Из этого следует, что безопасность Русского мира обеспечивается
безопасностью его культурных кодов и безопасностью его территории, будь
то безопасность военно-политическая, экономическая или экологическая.
Думается, что адекватное описание процессов развития Русского мира
можно получить через использование принципов неоинституционализма,
который сочетает в себе классический институционализм и сетевой подход.
Суть его состоит в том, что в обществе как социальной системе
существуют определённые системы ценностей, формальные и неформальные
правила, в рамках которых функционируют социальные структуры, в том
числе те, которые сформировались по горизонтальному сетевому принципу.
За счёт единства и определённой иерархии ценностей достигается
координация социальных действий, и возникают устойчивые формы
социальных связей.
Другим важным моментом в построении Русского
мира являются такие основополагающие категории как «центр»,
«полуперифирия» и «периферия».
Применительно к Русскому миру,
под «центром» должно подразумеваться то объективное историческое
обстоятельство, что Русский мир имеет своё территориальное, духовное и
политическое ядро. Всё это соответствует цивилизационной модели
Русского мира, духовным ядром которой является Православие.
Речь не идёт о том, что Русский мир должен состоять исключительно из
глубоко воцерковлённых в Православной вере людей. Речь идёт о том, что
Русский мир как цивилизация исторически сформировался на
духовно-нравственных основах Русской Православной Церкви.
Православие, как и иные религии, это мировоззрение, обладающее
определёнными характеристиками. Оно имеет или имело в историческом
прошлом своих носителей, которые вступают между собой в определённые
социально организованные отношения.
Русская Православная
Церковь осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания
и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых
Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих
Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха
Московского и всея Руси; г) Устава.
Для РПЦ и вообще для
православия характерна строгая приверженность совокупность догматов —
неизменных истин, также являющихся результатом божественного
откровения. Основные из этих догматов следующие: догмат троичности
Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления.
Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что
она со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного
догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не
отказалась ни от одного их них, как это имело место в протестантизме.
В христианстве основным формализованным институтом является Церковь –
объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания.
Русская Православная Церковь (РПЦ) включает в себя самоуправляемые
Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния,
приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения,
миссии, представительства и подворья.
Как развитый формализованный
институт РПЦ имеет централизованную (иерархическую) систему управления,
в которой высшими органами церковной власти и управления являются
Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с
Патриархом Московским и всея Руси.
Законность и легитимности в
иерархическом организационном строении и управлении в православии
получило название принципа каноничности.
Важнейшей
характеристикой каноничности является установление эффективного
управления каноническими церковными подразделениями в соответствии с
территориальным принципом организации управления.
После прекращения
существования СССР РПЦ удалось сохраниться как международной
организации. В настоящее время к канонической территорией Русской
Православной Церкви относятся: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия,
Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан,
Туркмения, Узбекистан, Эстония.
В организационном плане в
состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые
Церкви. Их создание и определение границ входит в компетенцию
Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в
пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии
с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время
самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь
(Предстоятель – митрополит Рижский и всея Латвии Александр),
Православная Церковь Молдовы (Предстоятель – митрополит Кишиневский и
всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель –
митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий).
Украинская
Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой
автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и
всея Украины Владимир.
Также в состав Московского
Патриархата входит Белорусский Экзархат, находящийся на территории
Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит
Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В основу
Экзархата полагается объединения епархий по национально-региональному
принципу в соответствии с решениями Архиерейского Собора. “Белорусская
Православная Церковь” – другое официальное наименование Белорусского
Экзархата
В настоящее время количество епархий Русской
Православной Церкви – 136, в том числе в России – 68, на Украине – 36,
в Белоруссии – 11, Молдавии – 6, Казахстане – 3, Прибалтике – 3,
Средней Азии – 1, имеется также Бакинско-Прикаспийская епархия.
Из приведённой статистики видно, что половина епархий РПЦ находится за
пределами Российской Федерации, то есть в ближнем зарубежье. Это делает
РПЦ влиятельной интегрирующей духовной силой на постсоветском
пространстве, но в тоже время создаёт дополнительную специфику в
деятельности за рубежом, в целом в функционировании институтов РПЦ.
Тем не менее, можно говорить о существующих трендах сокращения
канонической территории и появлением на ней параллельных структур
других поместных церквей. Прежде всего, речь здесь идёт о религиозной
ситуации на Украине, в Молдове, в Эстонии и на других территориях.
Так, на Украине сейчас существует несколько православных церквей, из
которых, строго говоря, канонической является только Украинская
Православная Церковь, входящая в Русскую Православную Церковь.
Румынский патриархат в 1990 году создал Бессарабскую митрополию, хотя
на территории Бессарабии действует каноническая Молдавская Православная
Церковь, входящая в качестве самоуправляемой Церкви в Русскую
Православную Церковь.
На территории Эстонии, усилиями
Константинопольского Патриархата и эстонских властей, помимо
традиционной для этой территории канонической Эстонской Православной
Церкви, входящей в качестве самоуправляемой Церкви в состав Русской
Православной Церкви, была образована Автономная Церковь
константинопольской юрисдикции.
Эти и другие примеры показывают, что Церковь в своём развитии сталкивается с двумя противоположностями.
С одной стороны, это ориентация на сакральный мир неизменных истин, на
догматы божественного откровения, которые предполагают Церковное
единство, в том числе в организационном и территориальном плане.
С другой стороны, это практическое функционирование в профаном мире,
где Церковь тесно связана с политическими и экономическими структурами,
где корпоративные интересы имеют серьёзное влияние.
С точки
зрения современной теории глобальных процессов, территориально
мотивированные в своих политических интересах государства
рассматриваются как унитаристские и рациональные эгоисты,
предрасположенные к конкуренции и конфликту” .
Хотя подобная
позиция в определённом смысле направлена на ограничение или, по крайней
мере, на осуждение полного и бесконтрольного суверенитета независимых
государств, она объясняет многие политические процессы на постсоветском
пространстве, в том числе и связанные с процессом создания поместных
церквей на канонической территории РПЦ.
Так, украинский
президент Виктор Ющенко в своих выступлениях, посланиях в Верховную
Раду напрямую связывает государственную политику повсеместного
распространения украинского языка, изучение курса украинской истории и
создание Поместной Украинской Православной Церкви с формированием
украинской национальной идентичности от Закарпатья до Крыма.
Аналогично румынские власти активно поощряют распространение румынского
языка и образования на территории Молдовы. Священный Синод Румынской
Православной Церкви создаёт в Молдове, несмотря на нарушение принципа
канонической территории, новые епархии, что готовит собой почву
политического объединения Румынии и Молдовы как «двух румынских
государств», а фактически для полного поглощения последней.
Современное Православие существует в условиях многонационального,
поликонфессионального и мультикультурного общества, и в этих условиях
происходит сложный процесс межкультурного, межнационального
взаимодействия и наложения различного рода идентичностей, вызванных
происходит посредством сохранения и переноса идентичности.
Можно говорить о том, на канонической территории РПЦ среди
православного населения существуют разные типы идентичности,
обусловленные не только уровнем свой воцерковлённости, но и местными
территориальными условиями, связанными с географической, экономической,
культурной, политической и конфессиональной средой. Необходимо
учитывать, что если на части этой территории (России, Белоруссии,
Украине, Молдавии) православие по факту в силу традиционной
распространённости является господствующей религией, то на значительной
части её территории, например, в Средней Азии, на Кавказе и в
Прибалтике, а так же в странах дальнего зарубежья, православные
составляют меньшинство.
Рассматривая религиозную ситуацию на
канонической территории РПЦ, прежде всего, следует отметить её
динамичность и противоречивость тенденций.
С одной стороны,
речь идёт о постоянно увеличивающемся количестве приходов РПЦ, её
высоком авторитете в российском обществе и за рубежом, с другой стороны
– существуют тенденции усиления вмешательства на её канонической
территории внешних сил самой разной природы. Это усиление
либерально-атеистической пропаганды, прозелитизм со стороны
протестантских и католических церквей, возрастание роли и значения
ислама, распространение деструктивных духовных культов .
РПЦ не
только в историческом прошлом, но и в современном мире остаётся
ключевым фактором, который играет особенную роль в сохранении Русского
мира. Русская церковь в течении десятилетий несла и несёт заботу о
духовной, лингвистической, культурной идентичности, самобытности
русских соотечественников на канонической территории в ближнем и
дальнем зарубежье.