Всемирная торговая организация (ВТО) обнародовала условия вступления в нее Украины.
Обязательства Украины
Средние
импортные пошлины ограничены: для сельскохозяйственных продуктов –
10,66%, для промышленных товаров – и 4,95%. В целом пошлины установлены
в диапазоне от 0 до 50%. По некоторым товарам предусмотрено поэтапное
сокращение до 2013 года. Самые высокие допустимые тарифы – на сахар –
50% и на подсолнечное масло – 30%. До 25% – виды радиоприёмной
аппаратуры, синтетические нити и конвейерные/приводные ремни. По
отношению к гражданским самолётам, строительному оборудованию,
дистиллированному алкоголю, рыбе, сырью для химической промышленности,
нефтяным маслам, медицинским товарам, целлюлозно-бумажным изделиям,
пряже и тканям, основным металлам и стали, IT-продуктам, мебели и
игрушкам Украина будет применять только общие для всех этих товаров
налоги и пошлины, не предоставляя преференций и не ставя барьеров перед
отдельными производителями. В сельском хозяйстве не будет
субсидироваться экспорт, а внутренняя поддержка будет ограничена суммой
чуть выше 600 млн. долларов плюс покрытие 5% от стоимости внутреннего
с/х производства. Кроме того, Украина откроет тарифную квоту на
сахар-сырец – 260 тыс. тонн ежегодно и увеличит её до 267 тыс. тонн до
2010 года.
Вместе с тем, не лимитируются программы, не влияющие
прямо на торговлю, при условии, что эти программы соответствуют
критериям, изложенным в договоре по сельскому хозяйству.
Торговая
деятельность госпредприятий Украины будет полностью согласовываться с
условиями ВТО, а все госпредприятия будут работать на коммерческой
основе.
Будет отменен запрет на экспорт лома цветных металлов,
на экспорт драгоценных металлов и камней, кроме золота, серебра и
бриллиантов, а также экспортные ограничения на зерно.
Украина отменит все субсидии экспорта и импортозамещения.
Украина
откроет доступ к рынку услуг в 11 ключевых секторах: бизнес-услуги,
коммуникационные, по строительству и машиностроению, дистрибуции, в
сфере образования и окружающей среды, страхования, банковской
деятельности и здравоохранения, социальных услуг, туризма, культуры и
спорта, транспортных, косметических.
Украина отменит запрет на импорт автобусов, грузовиков и машин старше восьми лет.
Это – более чем краткое изложение. Подробное описание обязательств Украины занимает около 1200 страниц.
Ближайшие последствия – общим планом
Резких
и катастрофических последствий не будет. Краткосрочные следствия
вступления в ВТО станут ощутимы через год-полтора, долгосрочные – через
20-25 лет.
В результате вступления Украины в ВТО для
украинских производителей откроются мировые и европейские рынки. По
крайней мере – теоретически. Что касается практической готовности к
выходу на них, то с этим дела обстоят сложнее. Однако, во-первых, не
столь плохи они и сегодня – Украине и сейчас есть, что предложить. А
во-вторых, появившееся пространство для роста будет способствовать
притоку инвестиций в украинскую экономику.
Не ожидается резких
последствий от вступления в ВТО и для украинского автомобилестроения в
силу существования ряда технических ограничений на ввоз и динамики
спроса на рынке новых автомобилей. Плюс, опять-таки, мощный толчок для
притока инвестиций и технологий.
В целом: предстоит сложный
период полноценной адаптации к мировым требованиям к качеству
продукции. Украина выходит в «большой мир», уже без защиты
административных барьеров.
Будут ли трудности? Будут. И много
Главная
трудность – необходимость поиска действительно массированных инвестиций
для мощной модернизации промышленности. Техническая модернизация
неизбежно потребует и серьезного пересмотра законодательной базы. В
особенности это касается сельскохозяйственного сектора, где потребуется
серьезное совершенствование земельного законодательства.
Привлечение
инвестиций и создание благоприятного климата для инвесторов требует
компромиссов в законодательстве. В том числе и в части защиты прав
трудящихся, социальных гарантий и т.п. Несколько утешает здесь то, что
в Украине, как и в большинстве постсоветских государств, дела в этой
сфере обстоят столь печально, что особых ухудшений не ожидается. Но и
об улучшения придется пока забыть.
Правда, тут все тоже не столь однозначно, и есть немало просветов. К примеру, после
вступления
в ВТО будет регламентироваться поддержка государством угольной отрасли,
причем, согласно нормам ВТО, она будет иметь целевое, адресное
направление. Государственная поддержка, направленная на улучшение
экологии региона в связи с деятельностью вредных производств, а также
поддержка решения социальных вопросов в социально- неблагополучных
регионах монопроизводств также регламентирована правилами ВТО – и
жители этих регионов, а также работники этих предприятий получат в
связи с этим определенные бонусы. Никого, конечно, не озолотят – но
жизнь их окажется немного более защищена, притом – на уровне
европейского законодательства.
Это касается не только угольной отрасли, но и металлургии, химпрома и тому подобное.
И
все же снятие барьеров для импорта в среднесрочной перспективе
объективно ухудшит ситуацию в промышленности. Многие украинские
предприятия не выдержат конкуренции с более дешевым импортом и снизят,
а то и закроют производство. Как следствие – вырастет безработица.
Процесс появления новых рабочих мест будет набирать скорость медленнее
– на период 3-5 лет ситуация на рынке труда в городах объективно
ухудшится. Еще сложнее будет ситуация в сельском хозяйстве, особенно в
животноводстве и виноделии.
Мифы, легенды и страшилки
Сильно подешевеют автомашины
Не
совсем так. Таможенные барьеры – это еще не все. Не вдаваясь в
подробности, сообщу общий результат: Новые китайские и корейские машины
из нижнего ценового сектора подешевеют процентов на 20%. Новые машины
бизнес-класса и выше – процентов на 10%. Подержанные – на 3-5%, не
более. И не сразу, а в течение примерно полутора лет.
Все
будет развиваться очень быстро: резкое снижение импортных тарифов, вал
товаров, хлынувший на внутренний рынок Украины – и
неконкурентоспособность всей национальной продукции.
Резко –
не бывает. Во-первых, в самих условиях присоединения к ВТО заложено
немало «тормозов» и ограничителей, призванных избежать резких
переходов. Нужно понимать, что никто в ВТО не заинтересован получить в
партнеры страну, находящуюся в состоянии экономической катастрофы- хотя
бы потому, что такая катастрофа ведет к падению покупательной
способности населения. Кроме того, «массовое» проникновение на рынок
требует подготовки: системы договоров, отработки логистических схем,
складской инфраструктуры, системы продаж и т.п. Словом, все будет
развиваться довольно плавно. Конечно, и такое развитие событий означает
серьезное изменение ситуации.
Предпринимателям придется приложить
усилия, чтобы удержаться на плаву, но резкого обвала все же не
случиться. Кроме того, вступление в ВТО сильно сотрет грань между
«привозными» и «национальными» товарами. К примеру: является ли
картофель выращенный на Украине по голландской технологии и из
голландском семенного материала «привозным» или «национальным». «Дэу»,
собранная, скажем, в Кременчуге, руками украинских рабочих – она
корейская или все же украинская? Ну, а по мере освоения инвестиций и
адаптации к новым условиям, «отверточная» сборка будет уступать место
полноценному производству.
По мнению лидера ПСПУ Наталии
Витренко, последствием вступления Украины в ВТО будет установление
мировых цен на энергоносители, а это значит, что в Украине цены на газ
будут составлять уже более 230 долларов за 1000 кубометров.
Подобная
экстраполяция не имеет под собой оснований. Во-первых, «мировые цены»
на газ и на его транзит – величина весьма неопределенная, с широкой
«вилкой». Во-вторых, эти цены объективно растут, и процесс приведения
цен для всех потребителей газа к «мировой вилке» идет независимо от их
вступления или невступления в какие-либо международные организации.
По
расхожему мнению, получившему широкое хождение в интернете – настолько
широкое, что назвать автора сейчас просто трудно, Украина, вступившая в
ВТО раньше России, будет использовать этот факт как средство давления
на нее. Кстати, в связи с этим нельзя не отметить: Россия тоже
стремится в ВТО.
Разумеется, России по правила ВТО теперь
придется провести переговоры и с Украиной. Подобные переговоры – всегда
торг, но каких-то особых трудностей ожидать от них не приходится. Ну
просто нет в торговле между Украиной и Россией таких болевых точек,
которые могли бы стать источником серьезных проблем. Что касается
политических требований, искусственно «привязанных» к переговорам по
ВТО, то это дважды невозможно. Во-первых, ни одно вменяемое
правительство на это не пойдет. Во-вторых, если такое случится (чего, в
принципе, не может быть!), то существует слишком много способов
«поправить» позицию Украины – как со стороны ВТО, так и со стороны
России. Не нужно представлять ситуацию однобоко: мол, Украина или
Россия «стремятся» в ВТО, а ВТО все совершено фиолетово. Это не так:
ВТО тоже заинтересовано в присоединении новых членов, тем более –
таких, как Россия, с ее гигантскими рынками. Так что требования
Украины, выходящие за стандарты ВТО, не встретят понимания в самой ВТО,
а требования, которых можно ожидать в пределах этих стандартов, в
принципе, вполне приемлемы для России.
Общее резюме
В
ближайшей перспективе от вступления в ВТО сильно выиграет экспортная
группа промышленных предприятий. В основном это металлургия и химия.
Самый большой выигрыш получит металлургия. Во-первых, больше трети
украинского экспорта приходится на ее продукцию. Во-вторых, она также
больше всех страдает от торговых ограничительных мер: на сегодняшний
день в отношении ее продукции действуют 24 антидемпинговых санкции в 11
странах мира. В перспективе после вступления в ВТО отрасль в течение
5-8 лет увеличит общий выпуск продукции на 22%. Практически такая же
ситуация с химической промышленностью. Правда, обе отрасли чрезвычайно
уязвимы к ценам на энергоносители, но и с учетом этого факта, а также
неизбежного роста их стоимости, выигрыш будет ощутим. Что касается
текстильной промышленности, то она, начиная с 2001 года, уже работает в
условиях многостороннего соглашения по текстилю – то есть по нормам
ВТО.
Наиболее уязвимым на начальном этапе окажется сельское
хозяйство. Сельскохозяйственный сектор, который обеспечивает около 16%
рабочих мест и 14,5% ВВП Украины сегодня недостаточно реформирован.
Первые 5-6 лет реформы тут обещают быть очень болезненными. Однако те
производители сельхозпродукции, которые смогут реформироваться, получат
хороший старт. Украинские черноземы при соответствующей технологической
оснащенности потребуют меньших расходов на производство продукции,
украинская продукция равного качестве будет дешевле европейской, а
следовательно, конкурентоспособной. В стратегической перспективе 15-20
лет можно ожидать, что улучшение условий доступа на внешние рынки
позволит увеличить экспорт на 40%. Можно сказать, что, вступая в ВТО
правительство Украины пошло на отказ от ряда сегодняшних преимуществ,
которые постепенно сходят на нет, ради завтрашних перспектив,
недоступных без членства в этой организации.
Более же всех от
вступления в ВТО пострадают полукриминальные олигархи советской
генерации. ВТО разрушает существующие в стране монополии, требует
открыть внутренние рынки и заставляет играть по международным правилам.
Вступление в эту организацию объективно снизит уровень коррупции.
Времена, когда «новая-старая» финансово-промышленная элита могла
пролоббировать свои интересы с помощью старых семейных связей и высоких
пошлин приходят к концу.
Сергей Ильченко для «С-Центра»