Молдова и Азербайджан договариваются о включении Джурджулештского нефтетерминала в систему транспортировки каспийской нефти в Европу.
Об этом заявил в Баку журналистам Посол Молдовы в Азербайджане Ион Робу: “На двустороннем и региональном уровне рассматривается возможное участие республики Молдова в создании новых коридоров по транспортировке энергоресурсов из бассейна Каспийского моря в Европу”.
Робу сообщил, президенты двух стран поручили дипмиссиям разработать и реализовать конкретные проекты отраслевого сотрудничества. Их предстоит рассмотреть на заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоится до конца года.
Дипломат отметил, что “молдавские компании довольно активно прорабатывают возможность импорта нефтепродуктов из Азербайджана”.
Робу привел данные статистики, согласно которой в Молдове более 20 молдо-азербайджанских предприятий, а объем товарооборота двух стран в 2007 г. увеличился по сравнению с 2006 г. в 1,5 раза.
“Молдова заинтересована в технической помощи, которую может оказать ей Азербайджан в геологоразведке потенциальных ресурсов нефти и газа. В марте в Молдове уже побывали эксперты Государственной нефтяной компании Азербайджана, которые изучили результаты предыдущих геологоразведочных работ”, – сказал дипломат.
Строительство терминала в Джурджулештах стартовало в 1996 г. и в 1999 г. должно было завершиться. Однако, до 1999 г. работы удалось выполнить лишь на 50% и строительство было заморожено. В 2005 г. собственником объекта стал холдинг Azpetrol – второй по величине оператор на рынке нефтепродуктов Азербайджана. Общий объем инвестиций в “молдавский проект” Azpetrol оценивается в $250-270 млн. В этом же году голландская компания EasEur Holding B.V. приобрела азербайджанские компании Azpetrol SRL, Azertrans SRL и Azpetrol Refinery SRL у компании Azpetrol и заявила о намерении продолжить его инвестиционные проекты в Молдове.
Протяженность причалов зернового, пассажирского, контейнерного и нефтяного терминалов порта Джурджулешты составляет 700 м, что позволит ежегодно обрабатывать до 1 млн. т грузов и проводить международные морские и речные пассажирские перевозки.
Строительство Джурджулештского терминала, способного вместить 52 тыс. т нефтепродуктов, завершилось осенью 2006 г. С тех пор через него перевалено лишь несколько танкеров с нефтепродуктами.