/
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Если ребенок растет один. Рекомендации специалиста-психолога

Здоровье
//
10:49, 9 июня 2008
//
4003
alt

 

В настоящее время распространенным явлением стали неполные семьи. В таких семьях, как правило, остро стоит проблема общения между родителем и детьми, особенно в подростковом возрасте.


В неполной семье отсутствует один родитель, либо принимает частичное участие в жизни семьи. Воспитанием в большинстве случаев занимается мать. Таким семьям зачастую присущи неблагополучность и малообеспеченность. Дети предоставлены значительную часть времени сами себе, что приводит к попаданию их в антисоциальную среду. Они не способны освоить соответствующие их полу социальные роли, в том числе семейные, а это негативно влияет на формирование подростков как будущих создателей семей и воспитателей детей. К тому же многие матери в неполных семьях недостаточно просвещены в области воспитания.

Все члены неполной семьи нуждаются в специальной психологической помощи, но несомненно, что наибольшая потребность в этой помощи у ребёнка. При этом родители должны знать, несмотря на достаточно большое количество стрессовых ситуаций в неполных семьях, в основном, с ними успешно справляются и взрослые, и дети.


Родителям неполной семьи можно предложить придерживаться следующих рекомендаций по воспитанию:


 1.  Не ограничивать общение подростка с другим родителем и его родственниками, формировать у детей положительный идеал взрослого. 

 2.  Не переносить своё негативное отношение к супругу на ребёнка. Очень важно на примере отношений с бывшим супругом научить подростка не только ссориться, конфликтовать, но и уметь находить общий язык и взаимоприемлемые решения даже в очень сложных вопросах. 

 3.  Ребёнок не должен слышать плохих отзывов о родственниках с другой стороны. 

 4.  Подросток должен знать, что привело к распаду семьи. И объяснить это нужно в доступной для его понимания форме. При этом необходимо соблюсти как минимум три правила: 

-  никого не обвинять;

-  заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

- показать, что так бывает с очень многими людьми, и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

 5.  Постараться не менять место жительства, потому что подросток нуждается в сохранении старых дружеских связей. При вынужденной перемене места жительства нельзя одновременно забирать его из школы: ведь он и так чувствует себя покинутым одним из родителей – отрыв от друзей и просто знакомых, привычных лиц может только усилить это ощущение. 

 6.  Оставшись только с одним родителем, подросток боится потерять и любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём уверенность в родительских чувствах. Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье, личностно значимых перспектив жизни и деятельности подростка, к формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания. 

 7.  В неполной семье родитель должен глубоко понимать интересы своих детей, помнить, что нельзя удовлетворить их только исполнением прямых материнских или отцовских обязанностей. Следует помнить об опасности одностороннего воспитания, стараться избегать его. В неполной семье один воспитатель должен соединить в себе два лица: человека, раздающего мелкие поручения и приказы, и человека, чей авторитет распространяется на «большие дела». 

 8.  Ребёнок из неполной семьи больше других детей нуждается в авторитете и уважении к воспитывающему его родителю. Подросток должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Возрастает значимость личного примера родителя. 

 9.       Одним из наиболее важных условий успешного воспитания является умение формировать у подростка чувство ответственности. Воспитанное чувство ответственности выступает для родителя значительным подспорьем, так как он может положиться на ребёнка и тогда, когда находится на работе и не может его контролировать или помогать. Кроме того, чувство ответственности подростка позволит полноценнее сформироваться его личности, а позже взрослому человеку — выполнять все обязанности намного эффективнее. 

 10.  Семья должна создать необходимые условия для компенсации отсутствия одного из родителей через общение подростка с лицами противоположного пола. Независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи – мужчина или женщина, следует помнить, что для гармоничного развития личности необходимо, чтобы подросток приобрёл опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения. 

 11.  Необходимо обеспечить подростку полноценную общественную жизнь. У детей, общество которых ограничено своей семьёй, меньше возможности для воспитания уверенности поведения в обществе, чем у тех детей, которые чаще находятся среди своих сверстников или в обществе посторонних взрослых людей. 

 12.  Родитель должен помогать подростку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого. Следует предоставить ребёнку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг, не подменять воспитание опекой. 

 13.  Стремиться к разумному соотношению родительской любви и строгости. С подростком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим, непременно хвалить его за успех. Родителю необходимо быть особенно внимательным к выбору средств воздействия, к нравоучениям, угрозам и наказаниям, поскольку он является единственным источником социального научения ребёнка. Здесь следует стремиться к взаимному сближению, чтобы негативные оценки не превысили количество похвалы и одобрения. 

 14.  Очень важно поддерживать тесные контакты со школой, учителями и воспитателями. Актуальной становится задача совершенствования уже имеющихся компенсаторных механизмов и поиска новых во всей системе воспитания. Подросток из неполной семьи должен быть особым объектом воспитательных забот в школе, в системе воспитательной работы по месту жительства. Внимание к неполным семьям со стороны школы, становящейся всё более и более подготовленным педагогическим центром, позволит оптимизировать процесс социального формирования личности. Это диктуется объективными потребностями дальнейшей интеграции семьи, школы, общественности в рамках единого воспитательного процесса. 

 15.  В случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше – для их профилактики – необходимо обратиться за помощью к психологу. По возможности следует обеспечить подростку постоянное наблюдение психолога. Чтобы психологическая помощь ребёнку в неполной семье была действенной, необходимо одновременно предоставить возможность психологической  консультативной помощи и его родителям. И всё же самое главное, что может сделать одинокий родитель, – это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя.

 

Специалист «Школы развития», психолог Алла Бучкова

 

Система комментирования SigComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×