НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Третья мировая разразится в Интернете

Военное // 18:08, 11 октября 2010 // 1520
altВ эти дни в Мексике решается судьба Интернета. До сих пор его контролировали родители, то есть Соединенные Штаты Америки в лице Пентагона. Как стало известно ИА "Ленте ПМР", теперь опеку над глобальной сетью хочет взять на себя Международный союз электросвязи, в котором представлены почти все страны мира. Но пока только Америка обзавелась карательным ремнем в виде кибервойск как на случай выхода своего детища из-под контроля, так и для нападения на вполне реального противника. Мировая кибервойна на пороге.

Интернет вездесущ и почти необъятен. Многим кажется, что он уже живет независимой жизнью. Однако на самом деле за ним следит Всевидящее Око страны, которая, собственно говоря, и породила виртуальный мир. Управляют этим оком частная компания ICANN, министерство торговли США и Пентагон.

Другие страны мира, вовлеченные в Сеть, больше не желают мириться с таким положением дел. С 4 по 22 октября в Мексике проходит большая конференция Международного союза электросвязи (МСЭ), на которой обсуждается вопрос о передаче права надзора этой организации, существующей при ООН.

Если большинство из 192 присутствующих на конференции стран проголосует против монополии США, американцам придется расстаться с единоличным контролем над Всемирной паутиной.

Специалист по бизнес-разведке, президент группы компаний "Р-Техно" Роман Ромачев считает, что уговаривать Штаты придется очень долго. "США сейчас в полном объеме контролируют сеть и в любой момент могут "выключить рубильник". Передача контроля, мне кажется, крайне необходима, чтобы не одно государство контролировало, а какой-то орган в ООН или в иной международной структуре. Но, думаю, потребуются месяцы, чтобы склонить США к передаче контроля", - отметил он в комментарии для Newsinfo.

По словам эксперта, технически сделать это будет несложно. Загвоздка в финансовом вопросе. Сейчас все пользователи, купив домен, обеспечивают процент дохода регистратору в Штатах. С передачей в МСЭ организаций, которые регулируют сферу доменных имен, деньги автоматически перестанут капать в американский бюджет.

Хотя, наверное, в отношении контроля над киберпространством деньги  - ничто, имидж все.

С развитием технологий в Сети появились сектора, ускользающие от внимания американских спецслужб. Так, например, силовики не имеют доступа к информации, которая передается с помощью пиринговых программ, пересылающих данные с компьютера на компьютер в обход сервера. Сейчас США тратят немалые суммы, чтобы добраться и до этих участков электронного трафика.

Параллельно в США разрабатывается закон, который принуждает провайдеров выполнять приказы Национального центра по кибербезопасности и коммуникациям при Министерстве внутренней безопасности США. Это и есть тот самый рубильник, которого так не хватает демократической стране, чтобы уподобиться коммунистическому Китаю.

США - первая страна в мире, которая обзавелась кибервойсками. Открыто об этом заговорили три года назад. Но на самом деле еще в конце 90-х годов американское Агентство национальной безопасности создало систему "Эшелон", которая обеспечила возможность прослушивать все телефонные разговоры, а затем и перлюстрировать электронную переписку в Европе. Когда это обнаружилось, Европарламент возмутился и провел расследование. Однако остановить работу "Эшелона" и ему оказалось не под силу.

В 2007 году Пентагон набрал целое подразделение для проведения защитных и наступательных операций, связанных с вторжением в ИТ-системы потенциального противника. В прошлом году оно было укомплектовано. А в конце сентября этого года кибервойска провели первые в мире учения National Cyber Incident Response Plan.

Их инициатором стало министерство внутренних дел США. Вместе с ним в отражении мнимой кибератаки участвовали другие ведомства, администрации 11 штатов, 60 частных компаний и 12 иностранных государств. Представителей России и Китая среди них не оказалось. Поскольку эти две страны представляются американцам наиболее вероятными противниками в кибервойне.

В 2008 году американцы заподозрили россиян в атаках на эстонские и грузинские сайты. По версии западных СМИ, к нападениям могла быть причастна компания Russian Business Network.

В глобальной сети, как в метро, трудно не заразиться вирусом в период эпидемии. Поэтому любая война может плачевно кончиться не только для ее участников, причем обернуться не просто исчезновением данных персональных компьютеров и серверов. Интернет-вирусы способны взрывать реальные объекты.

Это доказал ирландский эксперт Лайам О'Мерчу. На конференции Virus Bulletin в Канаде ученый показал, как компьютерный червь Stuxnet, поразивший недавно иранские ядерные объекты, может атаковать нефтепроводы, электростанции и заводы. О Мерчу установил электронный насос прямо на сцене в конференц-зале и постепенно надувал воздушный шар. Инфицированный червем насос не остановился в положенный момент, и шар лопнул. На его месте могла быть иранская атомная станция.

Напомним, что иранская ядерная программа по обогащению урана больше всего возмущает США и Израиль. Поэтому подозрения в распространении интернет-заразы падают прежде всего на два этих государства.

"В России, - отмечает Роман Ромачев,- много говорится о необходимости создать киберармию, но пока ничего не делается. Есть только отдельные подразделения в разных ведомствах".
"Нашу финансовую сферу можно обрушить буквально минут за 15, нанеся удары в уязвимые места, например, по банковской системе. То есть, может быть, ядерные ракеты хакеры и не запустят, а финансовую систему обрушить вполне могут", - утверждает эксперт.

Европейские страны и некоторые государства бывшего СССР уже начали формировать кибервойска. Значит ли это, что скоро войны перенесутся в виртуальный мир, а оружие, напротив, за ненадобностью отойдет в мир иной? По мнению Ромачева, пока на этот счет можно разве что фантазировать. Кибервойны могут навредить только отдельным функциям вражеского государства, поэтому в ближайшие годы они останутся лишь сетевым "приложением" к настоящим военным конфликтам.