НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Сегодня Жан-Поль Бельмондо празднует 80-летие

В мире // 11:55, 9 апреля 2013 // 1939

9 апреля исполняется 80 лет знаменитому французскому актеру Жан-Полю Бельмондо. 

Он никогда не был красавцем, но всегда был чертовски обаятелен. Одним взглядом очаровывал женщин, смелыми каскадерскими трюками завоевывал сердца мужчин, естественной актерской игрой без лишней суеты покорял критиков. Мужчина в самом расцвете сил – на протяжении всей 50-летней карьеры, герой на все времена, актер божьей милостью. Десятки романов с писаными красавицами, два брака с очаровательными танцовщицами, трое детей и шестеро внуков, сотни ролей, любовь миллионов и солидное состояние – с такими предварительными итогами Жан-Поль Бельмондо празднует своей 80-летний юбилей.   

Первая и единственная книга, написанная Жаном-Полем Бельмондо еще в молодости, называлась "Тридцать лет и двадцать пять ролей". Не любитель работать пером, актер всего однажды поддался на уговоры друзей и рассказал о своей семье, довоенном и послевоенном детстве, о хулиганской юности и первых шагах в профессии. Этот раритет, изданный еще в 1963 году, стал азбукой для всех будущих биографов Бельмондо. А было их на удивление мало – об этом сердцееде с перебитым носом написаны считанные книги. Так что если бы сегодня маэстро согласился подытожить свой долгий жизненный путь автобиографией с каким-нибудь скромным названием "Восемьдесят лет и сто тридцать ролей" (включая кино, театр и документальные фильмы), его поклонники встретили бы этот долгожданный фолиант с нескрываемым восторгом. 

Со стороны кажется, что и вся жизнь Жана-Поля прошла под аккомпанемент из громких аплодисментов, горячего восхищения и щедрых комплиментов. Младенец Жан восхищал своей ангельской внешностью даже собственного отца, знаменитого скульптора Поля Бельмондо, который лепил с него купидончиков, и по сей день украшающих парижские фонтаны. В юности его успехи на ринге вызывали восторги у спортивных фанов, особенно когда 19-летний Жан-Поль стал чемпионом Парижа по боксу. В годы учебы в Высшей национальной консерватории драматического искусства его специфическая внешность (к этому времени он уже давно превратился из ангелочка в не лишенное обаяния чудовище с деформированным носом) вызывала анти-восхищение преподавателей, прочивших ему амплуа идеальных подонков и законченных негодяев. 

Что уж говорить о карьере Бельмондо в большом французском кино, которая стартовала в один из самых ярких и новаторских периодов в его истории. Сегодня известный в основном по ролям в коммерческих детективах и криминальных драмах, на заре своей творческой биографии актер успел не только десять лет провести на театральных подмостках, но и постоять у истоков "французской новой волны", снявшись у основоположников стиля – Жана-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Клода Шаброля, Алена Рене, Луи Малля и Аньеса Варда. Не случайно прославленный британский театральный режиссер Питер Брук назвал его лучшим молодым актером Европы. 

Но, конечно, не арт-хаусные фильмы принесли "лучшему молодому актеру" оглушительный успех и мировую славу, а динамичное, остросюжетное кассовое кино с приключениями, погонями, убийствами и каскадерскими трюками. В 1970-80-е годы Бельмондо был, безусловно, одним из самых популярных и любимых французских киноактеров – соперничать с ним могли только Ален Делон и Луи де Фюнес. С конца 60-х до начала 80-х его фильмы посмотрело свыше 130 миллионов человек, а четыре его картины становились самыми успешными фильмами года во Франции: "Супермозг", "Страх над городом", "Чудовище" и "Ас из асов". Только легендарные французские комики Фернандель и де Фюнес могли похвастаться таким же рекордом.   

Многие его работы, имевшие громкий успех по всей Европе, были обласканы суровой критикой и сегодня гордо именуются классикой французского кино: та же искрометная комедия "Ас из асов", триллер "Профессионал" с незабываемой музыкой Эннио Морриконе, любопытный гангстерский дуэт Бельмондо и Алена Делона в картине "Борсалино", блестящий дебют Годара "На последнем дыхании" и его же изящная криминальная комедия "Безумный пьеро", плод писательской фантазии "Великолепный" и, наконец, фильм "Обезьяна зимой", представивший уникальный актерский тандем – Бельмондо и Жана Габена. 

Как можно было не восхищаться этим плейбоем с повадками супермена, наделенным чертовским обаянием и отменным чувством юмора, щеголяющим завидной физической формой и готовностью так красиво рисковать. Жизнь маэстро не раз оказывалась под угрозой в прямом смысле слова: вплоть до шестидесяти лет Бельмондо отказывался от дублеров и все трюки проделывал в кадре сам. Какие только каскадерские уловки ему не пришлось освоить: он бегал по крыше мчащегося поезда, спускался на тросе с вертолета, сражался с тигром, скатывался по лестнице, наконец, стоял на крыле летящего самолета – осуществил свою детскую мечту. 

Но свой самый важный и впечатляющий трюк Командор Ордена почетного легиона и Командор Ордена искусств и литературы продемонстрировал в возрасте 75 лет, когда вернулся на съемочную площадку после второго инсульта. "Я так часто играл крутых парней, что поверил в свою неуязвимость", – шутил Бельмондо, восстанавливаясь после болезни, которая надолго приковала его к постели. У него была полностью парализована правая половина тела, он восемь месяцев не разговаривал и вынужден был заново учиться всему: произносить самые простые слова, писать и есть левой рукой, самостоятельно ходить. 

"Человек и его собака" – последняя работа маэстро на сегодняшний день, задуманная режиссером Фрэнсис Хастером специально для Бельмондо. Заметно постаревший, изрезанный глубокими морщинами, утрированно некрасивый, медленно ковыляющий, опираясь на палку, – Бельмондо в кадре естественен и искренен, как никогда. "Старик с ограниченными возможностями" – это одна из лучших и самых трогательных его ролей, которая, по его словам, принесла ему невероятное счастье. И подарила надежду не только его поклонникам, но и многим людям, прошедшим через болезни, бессилие и отчаяние. "Его возвращение уникально для истории кино, – считает его друг с сорокалетним стажем, телеведущий Майкл Дракер. – И не важно, какой получился фильм. Для страны, для французского народа главное, что Жан-Поль вернулся". 

"Шерше ля фам", – сказал бы актер, если бы у него спросили, как ему удалось вернуться к жизни. Вернула его танцовщица Натали Тардивель, многолетняя спутница Бельмондо, которая была рядом во время обоих инсультов, а в 2002 году вышла за него замуж и через год сделала счастливым 70-летним отцом (в то время как его старшей дочери было уже за сорок, а сыну 39). И неважно, что через пять лет они расстались. Вскоре у него появилась новая пассия, и французская пресса продолжает взахлеб обсуждать личную жизнь мэтра.