/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Приднестровье: Парламент отклонил репрессии против предпринимателей

В мире
//
14:25, 7 декабря 2012
//
1105

Как сообщает ИА «Лента ПМР», 5 декабря Парламент республики отклонил инициативу президента и правительства по ужесточению уголовного преследования предпринимателей. Инициатива предусматривала значительное ужесточение наказания за даже незначительные финансовые нарушения вплоть до тюремного заключения. В случае принятия законопроекта «приднестровские тюрьмы могли бы не вместить всех осужденных», отметила в своем выступлении депутат Галина Антюфеева. В защиту предпринимателей высказались и другие депутаты. Предлагаем вашему вниманию позиции сторон по данной проблематике:

 

1. Позиция президента Евгения Шевчука и правительства. Данным законопроектом предлагается:

            1.  Дать определение понятию «доход» применительно к уголовному законодательству.

            2. Расширить диспозицию статьи 195 УК (уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и статьи 196 (уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации), дополнив состав преступления новыми элементами объективной стороны, а именно, занижением и сокрытием объекта налогообложения.

3.  Изменить сумму неуплаченных налогов, являющуюся основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Так, если на сегодняшний день в соответствии со статьей 195 и 196 УК  уголовно-наказуемым уклонением от уплаты налогов считается неуплата налогов для физических лиц  в сумме свыше 3000 (около1800 долларов США) РУМЗП, то законопроектом предлагается снизить данную сумму до 1000 (около 600 долларов США) РУМЗП, для юридических лиц на сегодняшний день 5000 (около 3000 долларов США) РУМЗП, законопроектом предлагается 3 000 (около 1800 долларов США) РУМЗП.

 

 

            2. Позиция профильного Комитета (Галины Антюфеевой) и большинства парламентариев. Комитет, рассмотрев данный законопроект на своем заседании, отмечает следующее.

 

1.  Законопроектом предлагается определить понятие  «доход», используемое для целей статей 167 (Незаконное предпринимательство) и 168 (Незаконная банковская деятельность) Уголовного кодекса. Так, пунктом 1 законопроекта предлагается установить, что под доходом в указанных статьях понимается приток экономических выгод, полученных в процессе осуществления предпринимательской деятельности юридическим, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, без вычета расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом необходимо обратить внимание, что действующее налоговое законодательство закрепляет иные понятия дохода.

Так, к примеру, в соответствии с подпунктом г) статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об индивидуальном предпринимательском патенте» под доходом понимается  выручка в денежной и натуральной форме, полученная как на территории Приднестровской Молдавской Республики, так и за ее пределами, от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

Кроме того, в соответствии с подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О налоге на доходы организаций» под доходом понимается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Таким образом, определение понятия «доход», предлагаемое законопроектом противоречит действующему налоговому законодательству Приднестровской Молдавской Республики.

В свою очередь, следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит понятия «доход». Вместе с тем, данное понятие для целей правоприменительной деятельности раскрывается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности». Так, под доходом в указанном Постановлении понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления предпринимательской деятельности без вычета расходов, связанных с ее осуществлением.

 При этом понятие, предлагаемое законопроектом, обозначающее доход как весь поток экономических выгод, полученных в процессе предпринимательской деятельности, а не только выручки за реализацию определенного товара, намного шире.

В соответствии со статьей 167 Уголовного кодекса уголовно-наказуемым является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), если доход от такой деятельности превысил 1000 РУ МЗП. В случае закрепления такого понятия дохода, как предлагается законопроектом, в связи  с незначительной величиной крупного размера, используемого для данной статьи, получится, что фактическая любая предпринимательская деятельность без получения соответствующего разрешения подпадет под действие Уголовного кодекса.

В тоже время, возвращаясь к опыту Российской Федерации, стоит отметить, что  уголовная ответственность по аналогичной статье Уголовного кодекса РФ наступает в случае, если доход от незаконной предпринимательской деятельности превышает один миллион пятьсот тысяч рублей (~ 48 400 $).

Таким образом, если под доходом понимать всю выручку от предпринимательской деятельности без учета расходов, следует значительно повышать величины крупного и особо крупного размера, применяемые к статьям 167 и 168 УК ПМР. В ином случае, по мнению Комитета, будет наступать ответственность, не соразмерная характеру и степени опасности совершенного преступления.

В связи с этим, Комитет, не отрицая необходимости закрепления такого понятия «доход» в рамках Уголовного кодекса ПМР принципиально не согласен с его определением, предложенным законопроектом.

 

2.  Законопроектом также предлагается изменить диспозицию статей 195 и 196 УК, устанавливающих уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов соответственно с физических лиц и организаций.

Так, законопроектом предлагается  изложить диспозицию части первой статьи 195 УК в новой редакции, а именно установить уголовную ответственность за занижение, сокрытие объектов налогообложения, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем неведения учета имущества, непредставления налоговой декларации или иных документов, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершаемое в сумме, превышающей 1000 РУ МЗП.

При этом на сегодняшний день согласно статье 195 УК уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога наступает в случае непредставления декларации о доходах, когда подача декларации является обязательной, либо в случае включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, или иным способом. Таким образом, перечень способов совершения такого преступления не является закрытым. Исходя из правоприменительной деятельности, уклонение от уплаты налогов может быть совершено также путем занижения или сокрытия объекта налогообложения, указания в декларации о налоговых льготах, не подлежащих применению, неправильное исчисление  суммы налогов или базы налогообложения и другими способами.

Таким образом, дополнительная конкретизация диспозиций статей 195 и 196 является неоправданной.

В свою очередь, следует отметить, что в настоящее время уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, налагаемых на физических лиц, наступает в случае, если сумма неуплаченного налога превышает 3000 РУ МЗП, на юридических лиц – 5000 РУМЗП.

В случае, если уклонение от уплаты налогов, не превышает указанных сумм наступает административная и финансовая ответственность, предусмотренная статьей 152-1 КоАП ПМР и статьей 10 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об основах налоговой системы».

Сравнительно-правовой анализ показывает, что КоАП Российской Федерации предусматривает аналогичные действующим КоАП ПМР по содержанию нормы ответственности за уклонение от уплаты налоговых платежей.

Для сведения:

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

 

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

 

Таким образом, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, взимаемых с граждан, в Российской Федерации наступает, если сумма неуплаченных платежей превышает 1 миллион 800 тыс. рублей (~ 58 000$), а с организаций -   6 миллионов рублей (193 500$).

 

Принимая во внимание вышеизложенное, предложения законопроекта по переводу из административных правонарушений в разряд уголовных преступлений - уклонения от уплаты налогов, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 РУМЗП, является неоправданными. Такая ответственность не соответствует степени общественной опасности и характеру преступления.

 

                        Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет, в соответствии с подпунктом д) статьи 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики», руководствуясь подпунктом г) части первой пункта 1 статьи 70 Регламента Верховного Совета ПМР, рекомендует Верховному Совету ПМР отклонить проект закона в целом.

      Данное предложение ответственного Комитета было поддержано большинством парламентариев.

 

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv

Система комментирования SigComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×