НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Голос России: Брюссель повышает свою роль в приднестровском урегулировании

В мире // 20:55, 28 сентября 2012 // 1246

 ИА «Лента ПМР» публикует печатную версию интервью председателя парламентской Комиссии по внешней политике Дмитрия Соина программе Михаила Шейнкмана «Акценты» на волнах радиостанции «Голос России». 

Евросоюз отменил санкции против руководства Приднестровья

 

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

 

Тактика приоткрытых дверей. Пусть не вся Приднестровская Молдавская Республика, но ее руководители теперь официально признаны Евросоюзом. Признаны нормальными людьми с правом передвижения по Европе. Всего-то и понадобилось Евросоюзу, что убедиться в их стремлении к урегулированию территориального конфликта.

 

В его официальном сообщении используется даже формулировка "очевидный прогресс". И хотя переговоры в формате "пять плюс два" (именно их возобновление после шестилетнего перерыва Брюссель называет основным мотивом к отмене запретов) вернулись еще при экс-президенте Смирнове (в декабре 2011 года), поощрение пришлось на долю его сменщиков. Может быть, это не совсем справедливо по хронологии, но по сути и по логике вещей совершенно закономерно.

 

Введение санкций на въезд в 2003 году объяснялось, как это тогда формулировали, "нежеланием режима поддержать усилия международного сообщества". Кстати, бывший тогда президентом Молдавии Владимир Воронин по той же причине заслуживал той же участи. Именно поэтому изначально европейский запрет, распространенный на высших чиновников Приднестровья, включая Игоря Смирнова и двух его сыновей, казался западной местью за их территориальную принципиальность и суверенную преданность.

 

Однако Евросоюз не изменил своего отношения к бывшему руководству Приднестровской Молдавской Республики даже тогда, когда оно под занавес власти стало подавать признаки договороспособности. Так что сейчас отмена санкций закономерна еще и потому, что вводились они даже не против должностей, а против конкретных фамилий. В иерархии Приднестровья таких уже не осталось.

 

Новый президент Шевчук мало того что пошел на контакт с Кишиневом легко и непринужденно, так еще и ворвался в большую политику региона с репутацией "западника". Рано или поздно Брюссель должен был обратить внимание на новую приднестровскую формацию и по достоинству оценить ее готовность отправить в утиль ершистость и радикализм.

 

Тем паче что на самом деле есть подвижки. Их уже в который раз на бис зафиксировали на встрече в Кишиневе как раз перед решением Евросоюза президент Приднестровской Молдавской Республики Шевчук и премьер Молдавии Филат. Два берега Днестра перешли к активному общению, в том числе и к железнодорожному.

 

Снятие ограничений напрашивалось еще и потому, что по большому счету уже сами по себе они превратились в тормоз. Ведь Европе, которая не скрывает желания стать основным модератором приднестровского урегулирования, надо демонстрировать расположение к обеим сторонам конфликта, пусть не в одинаковой степени, но и без ущемления. Именно поэтому Брюссель в какой-то момент вслед за Москвой стал лоббировать признание Приднестровья равной стороной переговорного процесса.

 

Решение Евросоюза - это, конечно, аванс. Брюссель заявил, что оставляет за собой право вернуть санкции. Но дело совсем не только в молдавских школах, которым якобы власти Приднестровской Молдавской Республики не разрешают быть латинскими. Это всегда было предлогом для европейских запретов, им же и останется. Оценка процесса урегулирования - это категория субъективная, а значит, Брюссель всегда сохраняет пространство для политического толкования.

 

Тирасполь на связи. Председатель парламентской Комиссии по внешней политике и международным связям Дмитрий Соин.

 

Шейнкман: Как вы считаете, отмена санкций Евросоюза - это для приднестровских руководителей награда, поощрение либо все-таки тот пряник, который еще очень даже может превратиться в кнут?

 

Соин: Я думаю, что это мероприятие связано с тем, что европейские структуры все активнее втягиваются в модерацию отношений между Приднестровьем и Молдовой. Конечно же, для них объективно удобно, если приднестровские политики, общественные деятели смогут выезжать в Евросоюз, где уже на европейской площадке будут вестись какие-то фрагментарные переговоры.

 

Конечно, существовавшие ранее санкции на въезд в ЕС объективно мешали этому. И вот они их отменили. Если проанализировать вообще ход событий, то становится очевидным, что Европа начинает выполнять креативно-генерирующую  и модерирующую роль на площадке молдо-приднестровского урегулирования.

 

Шейнкман: Но, таким образом, Европа посягает на определяющую роль Москвы. Так ли это? И сумеют ли Россия и Запад найти какой-то компромисс в отношении урегулирования?

 

Соин: Еще недавно я бы очень убежденно ответил на этот вопрос так: Москва является главным региональным игроком, а в зоне молдо-приднестровского конфликта ее авторитет незыблем. Но сегодня объективно ситуация меняется. И меняется она в пользу европейских структур.

 

 

Не секрет, что очень серьезно выросло значение ОБСЕ в организации переговорного процесса. Растет роль и исполнительных и парламентских структур Евросоюза. И, конечно же, в итоге это приводит к тому, что авторитет и влияние Москвы слабеют.

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv