НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Андрей Сафонов: «Румыния показала всему миру, что готовится присоединить к себе и Молдову, и ПМР»

В мире // 13:33, 5 мая 2012 // 1692

Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов специально для ИА «Лента ПМР» считает, что руководство ПМР должно обсуждать с нынешними, прорумынскими, кишинёвскими властями только экономические и социальные вопросы.
 
   Визит не избранного всенародно президента РМ Николае Тимофти в Румынию показал: отношения Кишинёва и Бухареста для нынешнего руководства Молдовы столь же важны, как и отношения с ЕС. Но при этом Румыния – главный двусторонний партнёр РМ, гораздо более важный, чем Москва или Киев. Доказательств много: Н.Тимофти назвал, например, Румынию страной «наиболее близкой Молдове». Он же полагает, что «идея объединения с Румынией путем вступления Молдовы в Евросоюз верна».
     Это – лишь слегка завуалированный унионизм, выраженный главой Молдавского государства.
    Разумеется, столь энергичный политик, как президент Румынии Траян Бэсеску мгновенно ухватился за это и постарался сжечь за кишинёвскими партнёрами все мосты. Вот лишь некоторые высказывания бывшего капитана дальнего плавания, занявшего место румынских королей и генсеков. «Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова - два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны», и этим «поставлена точка в путанице о молдавском меньшинстве». В будущем Бухарест планирует увеличить количество предоставляемых стипендий для учащихся из Молдавии с 5 тыс. до 10 тыс. в год, добавил Т.Бэсеску. Наконец, он сказал без обиняков: «Мы обсудили приднестровскую проблему, важный вопрос для территориальной целостности, и я заверил президента в нашей полной поддержке».
    Переведём на обычный язык: Бухарест заверил Кишинёв, что Румыния поддерживает кишинёвский подход по унитарному урегулированию конфликта, по ликвидации приднестровской самостоятельности, по выводу российских войск, по ликвидации силовых структур ПМР, по недопущению влияния Тирасполя на формулирование внешней политики Молдовы. И, главное: Румыния намерена объединиться с Румынией в ЕС, разумеется, только вместе с Приднестровьем.
    После этого вполне логично выглядит точка зрения руководства Румынии, согласно которому Бухарест намерен не допустить превращения Молдовы (включая ПМР) в «буферную зону» между Россией и НАТО. Нетрудно сделать вывод: эта схема видится румынским политикам реальной лишь при вышеприведённых условиях: российские войска выведены, вместо миротворцев на Днестре гражданские наблюдатели, которые. конечно же, закроют глаза на возможную попытку силой решить «приднестровский вопрос». И, самое главное, в ПМР не должно быть политических структур, которые могли бы попробовать сохранить эту самую «буферную зону».
    Словом, вся бывшая МССР должна войти в состав Румынии (неважно, под каким «соусом»), а после этого объединённая «Великая Румыния», вышедшая на Левобережье Днестра и на подступы к Одессе, может смело, с приднестровским «довеском», вступать в НАТО.
    Возможно, так румыны ставят вопрос перед США, надеясь получить благодарность за то, что Бухарест после решения о размещении на своей территории элементов ПРО США стал ближайшим союзником и доверенным лицом Америки в регионе.
   В этой ситуации повторю свой прежний вывод: руководство ПМР должно обсуждать с нынешними, в огромной мере, прорумынскими, кишинёвскими властями только экономические и социальные вопросы. При этом односторонние уступки недопустимы. Вопросы политического, тем более, статусного характера, обсуждать не имеет смысла.
   И ещё. Поскольку опасность втягивания Приднестровья Кишинёвом, работающем на пару с Бухарестом, в сомнительные, ведущие к односторонним уступкам схемы, велика, руководству ПМР пригодилось бы буквально ежедневное сотрудничество с Россией и Украиной. Работа по сплочению, насколько это возможно, позиций Москвы и Киева по проблеме молдо-приднестровских отношений, непрерывные консультации с русскими и украинскими коллегами позволили бы, на мой взгляд, избежать явно расставляемых для Тирасполя силков и капканов.

Соб. корр. ИА «Лента ПМР»