/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Эрнест Варданян: «Сегодня же оба берега пришли к осознанию того, что насущные проблемы более не терпят отлагательств»

В мире
//
11:37, 28 апреля 2012
//
626

Политолог, журналист, магистрант факультета международных отношений, политических и административных наук Государственного университета Молдовы Эрнест  Варданян специально для ИА «Лента ПМР» прокомментировал официальное открытие железнодорожного сообщения через Приднестровье.

26 апреля можно считать прорывным днем в процессе сближения двух берегов Днестра. Первый за шесть лет товарный состав, отправившийся со станции в Рыбнице в сторону Украины, стал первым осязаемым результатом смены власти на левом берегу и стремительно улучшающихся отношений между Кишиневом и Тирасполем.
Помимо очевидных преимуществ для приднестровских предприятий – сокращение транспортных расходов и, как следствие, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, открытие железной дороги имеет и большое символическое значение. Тем самым Влад Филат и Евгений Шевчук показали, что при наличии политической воли и широкой внешней поддержки можно и нужно переходить от чересчур сложной проблемы юридического статуса Приднестровья к острым экономическим и гуманитарным вопросам.
В своих публикациях я уже отмечал, что неудачи переговорного процесса в прошлые годы преимущественно объяснялись не только отсутствием воли сторон, но и разностью их подходов. В упрощенной форме это выглядело так: Кишинев предлагал обойти статус и заняться экономикой и гуманитарной сферой, но только на условиях вовлечения Тирасполя в правовое поле РМ на правах местного органа власти, на что Левобережье категорически отказывалось соглашаться, ставя во главу угла именно статус и принцип равноправия сторон.
Сегодня же оба берега пришли к осознанию того, что насущные проблемы более не терпят отлагательств. Радует то, что возобновление железнодорожных перевозок обещает быть не последним приятным событием. Филат и Шевчук заявили о скором восстановлении полноценной телефонной связи, прекратившейся в сентябре 2003 года в результате абсурдной «телефонной войны» и ставшей заложником политических дрязг.
Другим важным достижением будет долгожданное открытие автомобильного моста через Днестр между селами Бычок (на левом берегу) и Гура Быкулуй (на правом). Этот мост, восстановленный при активном содействии ОБСЕ, уже давно дожидается «клиентов», поскольку долгие годы простаивал из-за противодействия прежней приднестровской власти. И это притом, что мост расположен на дороге М14, являющейся частью европейского транспортного коридора Е58 Вена – Ужгород – Яссы – Кишинев – Одесса – Херсон – Мелитополь – Ростов-на-Дону. Трасса позволяет автомобилистам пересекать Днестр в обход крупных городов и значительно экономить время.
В «копилке» достижений сторон скоро должна оказаться и сфера здравоохранения. Словом, всего за 4 месяца, с приходом в Тирасполе Евгения Шевчука, стороны сумели договориться по тем направлениям, которые прежде буксовали по всякому поводу. Иногда, честно говоря, пугаешься такой стремительности в решении вопросов и думаешь: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Однако с другой стороны, и политики, и простые жители должны свыкнуться с мыслью о том, что приднестровский вопрос решаем, и если что-то раньше мешало позитивным сдвигам, то это только отсутствие воли у лидеров обоих берегов.
Теперь воля есть. Есть и огромный кредит доверия у нового приднестровского руководителя Евгения Шевчука. Наконец, есть благожелательное отношение внешних игроков, которые возлагают большие надежды если не на окончательное всеобъемлющее политическое урегулирование приднестровского конфликта в обозримом будущем, то хотя бы на снижение градуса напряженности, доставшейся в наследство от прежних лидеров, и на подлинное укрепление доверия между сторонами.
Сейчас, пока отношения Кишинева и Тирасполя ничем не омрачены, Филат и Шевчук должны «держать строй» и не снижать темпов в непростом процессе сближения. Остается только одно «но»: где заканчивается «просто» сближение и начинается битва за политический статус Приднестровья? Хватит ли молодым амбициозным лидерам воли и духу столь же резво приступить к прениям по вопросу приднестровского завтра? Время покажет.
Соб.кор. ИА «Лента ПМР».

comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×