НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Приднестровье в зоне политической турбулентности

В мире // 15:07, 25 января 2012 // 1837

Как сообщает ИА "Лента ПМР" со ссылкой на российские СМИ, Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в Москве дал интервью по итогам деятельности российской дипломатии в 2011 году. Перед этим он обратился  к журналистам.
Добрый день, уважаемые дамы и господа, Рад приветствовать вас на традиционной встрече, посвященной подведению внешнеполитических итогов минувшего года. Период был непростым, все наши партнеры по международным делам согласны, что мы являемся свидетелями мощного ускорения темпов международной жизни.
Становится все более очевидным, что мир вступил в полосу глубоких преобразований, геополитический ландшафт меняется радикально. Эти перемены сопровождаются возросшей турбулентностью на глобальном и региональном уровнях. Продолжается накопление кризисных явлений в мировой экономике.
Россия в этих условиях действовала в интересах обеспечения международной стабильности, активизации поиска коллективных решений проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество. Президент Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. подчеркнул, что российская внешняя политика стала более современной, работающей на цели модернизации страны, обеспечения безопасности России и партнерских отношений с другими государствами в интересах наших граждан, в интересах улучшения социально-экономического положения, обеспечения их прав в зарубежных государствах и в целом их благополучия.
Мы будем продолжать делать все, чтобы и далее укреплять авторитет и влияние России как одного из основных центров силы и влияния формирующегося нового полицентричного мироустройства.
Рассматриваем в качестве важнейшего итога года продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. Отмечу в этой связи такой важный шаг, как подписание государствами-участниками Содружества Договора о зоне свободной торговли.
Говоря о постсоветском пространстве, выделю также шаги по углублению союзнических отношений в рамках ОДКБ, а также договоренности России, Казахстана и Белоруссии о переходе с 1 января этого года к Единому экономическому пространству, о создании впервые наднационального органа – Евразийской экономической комиссии – и о продвижении к формированию в 2015 году Евразийского экономического союза. Интеграционные структуры, создаваемые упомянутой «тройкой», открыты для присоединения новых участников, для взаимодействия с другими политико-экономическими объединениями.
В целом, они способствуют развитию широкого плодотворного сотрудничества между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в контексте евразийского интеграционного движения.
Нельзя обойти молчанием и присоединение России к ВТО, что открыло качественно новый этап интеграции нашей страны в мировую экономическую систему и должно ощутимо способствовать комплексной модернизации российской экономики, обеспечению ее устойчивого роста.
Итоги декабрьского (2011 г.) саммита Россия-ЕС подтвердили безальтернативность укрепления нашего стратегического партнерства – здесь также модернизационная составляющая имеет важное значение.
В качестве наиболее существенного достижения выделю договоренность о шагах, которые необходимо предпринять для перехода к безвизовому режиму.
В этом же направлении работает и подписанное Россией и Польшей Соглашение о порядке местного приграничного передвижения жителей приграничных территорий России и Польши, которое распространяет режим де-факто безвизового общения на всю Калининградскую область и соразмерные по площади территории польских воеводств.
В экономической сфере большим успехом стал запуск первой ветки газопровода «Северный поток», открывший новую страницу в энергетическом сотрудничестве России и стран Евросоюза.
В числе ключевых направлений нашей внешней политики остаются отношения с США. 2011 год отмечен вступлением в силу Договора о СНВ и Соглашения о сотрудничестве в сфере мирной атомной энергетики. Расширилось наше взаимодействие по международной повестке дня.
Активно работала двусторонняя Президентская комиссия, в которой функционируют двадцать рабочих групп, охватывающие все сферы нашего сотрудничества. Безусловно, есть вопросы, в частности проблема ПРО, по которым взгляды двух наших стран не совпадают. Рассчитываем, что США услышат и учтут наши законные озабоченности, которые мы до них предельно конкретно и профессионально доводим. Также надеемся, что выбор наших партнеров будет сделан в пользу объединения усилий и работы над поиском солидарных ответов на общие вызовы современности.
Этот тезис верен и применительно к отношениям России с НАТО. Исходим из того, что мы сможем выйти на качественно новый уровень партнерства, если решим проблему создания в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности на основе взаимного учета интересов. На столе переговоров остается наш проект Договора о евро-атлантической безопасности.
Рост нестабильности в отдельных регионах, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, с особой отчетливостью высветил непреложную истину, что принципы верховенства права и укрепления демократических начал должны уважаться не только на внутригосударственном уровне, но и в международных делах.
Россия решительно выступает против любого насилия в отношении гражданского населения, но не менее решительно – против вооруженного вмешательства внешних сил в поддержку одной из сторон во внутренних конфликтах, против легкого обращения с теми мандатами, которые выдает в кризисных ситуациях Совет Безопасности ООН. В этой связи считаем неприемлемыми попытки распространения «ливийского прецедента» на другие конфликты.
Сегодня особое беспокойство вызывает положение в Сирии. Мы настаиваем на необходимости политического урегулирования, поддерживаем усилия, которые предпринимает Миссия наблюдателей ЛАГ.
Считаем необходимым немедленное прекращение любого насилия в Сирии, откуда бы оно ни исходило, и незамедлительное начало национального инклюзивного диалога. На это направлен российский проект резолюции, обсуждаемый в СБ ООН и пользующийся поддержкой Китая и других стран БРИКС.
Говоря о БРИКС, отмечу, что в истекшем году углублялось наше обоюдополезное, многоплановое и равноправное взаимодействие в этом формате. Сегодня БРИКС стал фактором глобального значения. Состоявшиеся в 2011 г. встречи лидеров БРИКС подтвердили, что это авторитетное объединение, имеющее влияние в финансово-экономической сфере и одновременно задающее подходы в международных делах, которые пользуются поддержкой все большего числа государств.
Рассчитываем, что предстоящий в Нью-Дели очередной саммит БРИКС усилит взаимовыгодное сотрудничество между участниками форума, будет способствовать дальнейшей консолидации их позиций в мировой экономике, мировых финансах и в международной политике.
В 2011 г. продолжали крепнуть позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уделяли особое внимание развитию отношений стратегического партнерства с Китаем и Индией, углублению многопланового сотрудничества с Японией, Республикой Корея, АСЕАН, другими государствами АТР, формированию с ними технологического и инвестиционного альянсов; мы подключались к деятельности многосторонних региональных объединений.
С прошлого года Россия и США стали участвовать в Восточноазиатских саммитах - этот механизм представляет весьма интересный и многообещающий формат с точки зрения построения в регионе транспарентной, открытой, всеобъемлющей и сбалансированной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Безусловно, укреплению и расширению взаимовыгодных экономических связей нашей страны с партнерами по региону призвано способствовать проведение в сентябре 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке.
Среди важных и активных партнеров России на мировой арене следует выделить и многие страны Латинской Америки, с которыми отношения продолжали углубляться на основе равноправия и взаимной выгоды.
Важный ресурс нашей работы – эффективное задействование всего комплекса элементов «мягкой силы» во внешней политике. Настроены на углубление сотрудничества с институтами гражданского общества, экспертным сообществом, деловыми кругами, СМИ.
Будем активно использовать потенциал созданных в прошлом году Российского совета по международным делам, Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, возможности которых дополняют имеющиеся у нас инструменты внешнеполитической работы с участием гражданского общества.
Рассчитываем, что в нынешнем году активно и полноценно заработает Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом, в ближайшее время начнет работу Агентство международного сотрудничества.
В нашем обществе сложился, по нашей оценке, широкий консенсус в поддержку базовых ориентиров внешнеполитического курса, сформулированного в Концепции внешней политики России.
Это, прежде всего, прагматизм, открытость и предсказуемость внешней политики России, ее ориентированность на обеспечение национальных интересов, сбалансированный, многовекторный характер наших действий на международной арене с прицелом на максимальное использование имеющихся во внешних делах возможностей для содействия экономическому росту, решению социальных проблем и обеспечению благополучия граждан России.
Думаю, партнеры за рубежом имеют все основания рассчитывать на преемственность такой внешней политики в связи с предстоящими президентскими выборами в нашей стране.
Безусловно, проблем в мире меньше не становится, и это требует от нас в наступившем году действовать активно и инициативно, креативно, искать пути, которые позволят вносить эффективный вклад в решение этих проблем и делать все необходимое для обеспечения благоприятных внешних условий для поступательного развития нашей страны.
Благодарю за внимание. Готов ответить на вопросы.


Приводим выдержку из интервью Сергея Лаврова.


Вопрос: Недавно в Приднестровье избран новый президент. Есть ли у России обновленные подходы, которые могли бы помочь решению приднестровского конфликта? Будет ли Россия продолжать оказывать экономическую помощь этой территории и какую?


С.В.Лавров:  Россия поддерживает контакты с Приднестровьем в качестве важного компонента наших отношений с Молдавией. Мы имеем экономические связи и выступаем за то, чтобы выполнялись договоренности, которые Тирасполь заключил с Кишиневом о беспрепятственной внешнеэкономической деятельности приднестровских предприятий.
Сейчас Приднестровье находится в не очень благоприятной финансовой ситуации. Россия и раньше оказывала региону содействие и готова впредь рассматривать соответствующие просьбы об оказании гуманитарной помощи. Нам это небезразлично потому, что многие жители Приднестровья являются российскими гражданами, и они пользуются всеми социальными правами, которые на них распространяются.
Что касается темы урегулирования, то тут не нужно придумывать ничего нового. Еще в 2003 г. был шанс закрыть проблему, но тогда подготовленный и уже парафированный сторонами документ в ночь накануне церемонии подписания по настоянию некоторых наших европейских коллег был снят с рассмотрения.
Было оказано беспрецедентное давление на Президента Молдавии, в результате чего долгожданный документ не был подписан. Если бы это произошло восемь лет назад, то, уверяю, за прошедшие годы мы бы уже забыли о приднестровском конфликте. Не знаю, почему такой маневр был сделан. Наверное, потому что кто-то в Европе не хотел, чтобы «лавры» миротворца достались России. Я оставляю это на совести тех людей, которые этим занимались. Мы не опускаем руки, но объясняем простую истину.
Для того, чтобы двигаться по пути урегулирования, требуется признать несколько элементарных вещей. Во-первых, самое главное – признать, что во время переговоров стороны являются равноправными, это общемировая практика.
Во-вторых, нужно отказаться от крайних позиций. В 2005 г. в Молдавии был принят закон о некоторых аспектах статуса населенных пунктов на левом берегу Днестра. Этот закон, по сути, говорит, что приднестровской проблемы не существует, а приднестровцы обязаны согласиться жить в унитарном государстве.
Это абсолютно нереалистичный подход. Ответом на него являются утверждения Приднестровья, что они тоже все решили и являются независимыми. Пока Кишинев будет упорствовать в том, что только закон 2005 г. является основой урегулирования, Приднестровье будет говорить обратное.
Мы сформулировали свои предложения, которые широко разделяются нашими коллегами в Евросоюзе. Рассчитываю, что они будут восприняты и сторонами. Надо отойти от крайних позиций и договариваться о самом широком особом статусе Приднестровья в рамках единой суверенной, территориально целостной и нейтральной Республики Молдова.
Здесь просто нужна политическая воля тех, кто имеет воздействие и на одну, и на другую стороны. Мы поддерживаем контакты с обеими сторонами, излагаем свою позицию честно и объясняем свое видение процесса создания условий для урегулирования. Некоторые другие внешние участники этого процесса пытаются встать на позицию одной стороны и оказывать давление на другую. Из этого ничего хорошего не получится, это ведь не курсы шеф-поваров.
Тем более безнравственным считаю использование в своих целях инцидента, который произошел 1 января с.г. на КПП, когда, вопреки всем правилам, согласованным между Тирасполем, Кишиневом и российскими миротворцами, молодые люди дважды промчались на автомобиле, не остановившись, после чего миротворец, в соответствии с согласованными со всеми сторонами правилами, был вынужден выстрелить в воздух.
К сожалению, пуля попала в молодого человека, который впоследствии скончался в больнице. Однако попытки представить этот эпизод в истеричном тоне, как обоснование того, что миротворческая операция должна быть свернута, делать свою политику на этой трагедии просто кощунственны.
Упомяну, что мы расследуем инцидент через соответствующие следственные органы по линии наших миротворцев. К сожалению, молдавская сторона отказалась сотрудничать в полной мере. В частности, сам автомобиль не был предоставлен для осмотра и уточнения траектории и баллистики. Вместо этого вопрос пытаются политизировать.
Надеюсь, что подобные эмоции поутихнут, все успокоятся и поймут, что нужно заниматься не самопиаром, а созданием условий для урегулирования очень серьезной проблемы, которую надо решить в интересах жителей на обоих берегах Днестра.